Собраніе богослужебныхъ текстовъ Православной Церкви

Русскiй Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Осанна
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ
-
Литургика
-
Канонизація святыхъ
-
Ирмологій

Домашняя молитва

Каноны
-
Акаѳисты
-
Псалтирь Божіей Матери

Евхологій

Служебникъ
-
Требникъ

Слѣдованная Псалтирь

Псалтирь
-
Канонникъ
-
Часословъ
-
Мѣсяцесловъ

Тріодь

Постная
-
Цвѣтная

Минеи

Минея Общая
-
Минеи Богослужебныя
-
Архивъ

Церк.-учит. литература

«Златоустъ»

Греч. и древнерус. тексты

Греч. литург. тексты
-
Древнерус. литург. тексты

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЛИТУРГИКА

Порядокъ церковныхъ чтеній Евангелія.

Чреды евангелистовъ.

По мудрому установленію Церкви, годичный кругъ богослуженій, и въ частности литургійныхъ евангельскихъ чтеній начинается отъ дня Пасхи и простирается до слѣдующей Пасхи. Солнце правды — Христосъ, возставъ изъ гроба, посылаетъ Свои свѣтила, евангелистовъ, осіявать землю на всякій день. И первымъ свѣтиломъ надъ церковной твердію восходитъ Іоаннъ, который уже въ пасхальную литургію озаряетъ насъ первыми словами своего благовѣствованія: Въ началѣ бѣ Слово (Іоан.1, 1). Путь Іоанновъ простирается на семь седмицъ Пятидесятницы, за исключеніемъ лишь трехъ дней (вторника Пасхи, недѣли женъ Мѵроносицъ и четверга Вознесенія), когда читаются зачала изъ другихъ Евангелій.

Іоанново благовѣствованіе заканчивается въ литургію Пятидесятницы (Троицы), а на другой день, въ понедѣльникъ Святого Духа, восходитъ свѣтило Матѳеево и господствуетъ въ продолженіе 17 седмицъ, впрочемъ вмѣстѣ съ Маркомъ, который выступаетъ послѣ полныхъ одиннадцати седмицъ (77 дней) единовластія Матѳеева, съ понедѣльника 12-ой седмицы по Пятидесятницѣ и въ теченіе слѣдующихъ шести седмицъ (12-17) оглашаетъ своимъ благовѣствованіемъ будніе (седмичные) дни (понедѣльникъ, вторникъ, среда, четвертокъ, пятокъ), оставляя Матѳею всѣ субботы и недѣли (воскресенія). Такъ, Матѳей сначала одинъ, потомъ сопутствуемый Маркомъ, озаряетъ евангельскимъ свѣтомъ слѣдующія за Пятидесятницею семнадцать седмицъ, т. е. 119 дней, въ томъ числѣ семнадцать субботъ и семнадцать недѣль (воскресеній). Эти седмицы въ уставѣ такъ и называются Матѳеевыми.

За Матѳеемъ начинаетъ свое поприще Лука и благовѣствуетъ сначала одинъ, въ теченіе 12-ти полныхъ седмицъ, затѣмъ съ Маркомъ, который опять пріемлетъ будніе дни, оставляя Лукѣ всѣ субботы и недѣли.

Содружество Луки съ Маркомъ продолжается до тріоди въ теченіе четырехъ седмицъ (13-16), а затѣмъ и въ періодъ тріоди въ седмицы Мытаря и Фарисея и Блуднаго, и оканчивается въ субботу мясопустную. Эти дни и недѣли именуются въ уставѣ Лукиными и обнимаютъ въ суммѣ періодъ въ 18 седмицъ точнѣе въ 125 дней, въ томъ числѣ — 90 будничныхъ дней (60 Лукиныхъ и 30 Марковыхъ), 18 субботъ и 17 воскресеній (всѣ Лукины, 18-е воскресеніе /мясопустное/ принадлежитъ уже Матѳею).

Затѣмъ слѣдуетъ седмица сырная съ зачалами изъ Луки и Матѳея; слѣдуютъ субботы и недѣли Великаго поста, гдѣ преобладаетъ Маркъ, доселѣ владѣвшій лишь днями седмичными... И, наконецъ, по Страстной седмицѣ, приходимъ ко вратамъ новой Пасхи.

Праздникъ Воздвиженія Креста — переломъ пасхальнаго года.

Итакъ, все поприще евангельскихъ чтеній явно распадается на четыре звена или отдѣла: 1) Пятидесятница (7 седмицъ и одинъ день, 50 дней). 2) «Матѳеевы седмицы» (17 седмицъ или 119 дней). 3) «Лукины седмицы» до тріоди (16 седмицъ, точнѣе 111 дней) и 4) тріодь. Всего: 50 недѣль, столько же субботъ и столько же буднихъ пятерицъ, за вычетомъ пятерицъ Великаго поста, рставленныхъ безъ евангельскихъ зачалъ.

Эта роспись евангельскихъ чтеній осуществлялась бы на практикѣ безъ всякихъ затрудненій, если бы евангельскій годъ всегда равнялся 50-ти седмицамъ. Но на самомъ дѣлѣ мы знаемъ, что Пасха есть праздникъ «переходящій», и каждая слѣдующая Пасха то уходитъ (восходитъ) отъ предыдущей за предѣлы ея годовщины, то приближается къ ней (снижается), предваряя эту годовщину, и Пасхальные годы поэтому бываютъ то длиннѣе (расширяясь до 55 седмицъ), то короче (сжимаясь до 50). При этомъ указанныя расширеніе и сжатіе могутъ происходитъ на обоихъ, такъ сказать, концахъ пасхальнаго года, т. е. вслѣдствіе перемѣщенія предыдущей или послѣдующей Пасхи: ранняя предыдущая Пасха расширяетъ пасхальный годъ, но то же дѣлаетъ и поздняя послѣдующая; поздняя предыдущая Пасха сокращаетъ пасхальный годъ, но то же дѣлаетъ и ранняя послѣдующая.

Спрашивается: 1) какъ же при такомъ постоянномъ «преплаваніи» годовыхъ седмицъ, въ зависимости отъ Пасхи, можетъ быть твердо установленъ и прикрѣпленъ выше описанный рядъ евангелій круглаго года? 2) Какими евангельскими зачалами должны быть оглашаемы седмицы того Пасхальнаго года, въ которомъ число седмицъ болѣе 50?

На оба эти вопроса Церковь дала отвѣтъ въ своемъ Уставѣ.

Прежде всего она водрузила среди текущихъ недѣль нѣкій неподвижный устой, являющійся средоточіемъ Пасхальнаго года. Это — праздникъ Воздвиженія Честнаго Креста Господня. «Крестъ воздвизаемь» какъ-бы простираетъ одинъ свой конецъ къ предыдущей Пасхѣ, а другой — къ грядущей и знаменуетъ переломъ Пасхальнаго года.

Какъ же сказывается этотъ переломъ на кругѣ евангельскихъ чтеній?

Мы уже видѣли, что въ этомъ кругѣ четыре звена или отдѣла. Два изъ нихъ: Пятидесятница (Пентикостаріонъ), съ предыдущей Пасхой во главѣ, и тріодь, примыкающая къ слѣдующей Пасхѣ, — неизмѣнимы, т. е. не могутъ быть ни сокращены, ни растянуты: Пятидесятница не можетъ заключать менѣе 7 седмицъ. Тріодь не можетъ быть менѣе 10.

Остаются еще два среднихъ звена: седмицы Матѳеевы (17) и седмицы Лукины до тріоди (16). Они, напротивъ, являются тѣмъ подвижнымъ и гибкимъ матеріаломъ, благодаря которому является возможнымъ обезпечить евангельскими зачалами всѣ седмицы при любой продолжительности пасхальнаго года. Всѣ измѣненія, которымъ подвергаются названные періоды, могутъ быть сведены къ тремъ видамъ: 1) пропускъ или отсѣченіе конечныхъ зачалъ ряда, когда въ нихъ нѣтъ надобности, 2) повтореніе уже прочитанныхъ зачалъ или такъ называемая «отступка» когда остается время, но нѣтъ зачалъ, 3) переносъ зачалъ изъ перваго (Матѳеева) періода во второй (Лукинъ).

Вліяніе ранней и поздней Пасхи.

Прежде чѣмъ говорить о частныхъ случаяхъ названныхъ измѣненій, запомнимъ главныя положенія Устава о значеніи праздника Воздвиженія Креста въ кругѣ евангельскихъ чтеній:

1) «Матѳеевы седмицы», т. е., зачала, начинаясь отъ понедѣльника Святаго Духа, идутъ (читаются) до праздника Воздвиженія и никакъ не далѣе пятка по Воздвиженіи.

2) «Лукины седмицы» (зачала) могутъ начаться только послѣ праздника Воздвиженія и только «отъ начала», т. е., съ понедѣльника, съ 10 зачала.

Только принявъ во вниманіе эти два положенія, мы можемъ легко усвоить себѣ всѣ случаи измѣненій въ зачалахъ Матѳеевыхъ и Лукиныхъ.

Представимъ себѣ случай самой ранней Пасхи. Эта Пасха, отодвинувшись отъ неподвижнаго Воздвиженія на 22 марта, образовала столь большое вмѣстилище седмицъ (22 марта — 14 сентября), что кромѣ семи седмицъ Пятидесятницы въ него вошли всѣ 17 седмицъ Матѳеевыхъ (11 мая — 6 сентября) и остались еще пять дней (7 — 11 сентября), лишенныхъ евангельскихъ зачалъ.

Такимъ образомъ, при ранней Пасхѣ всѣ 17 седмицъ Матѳеевыхъ оказались, такъ сказать, внутри Пасхи, т. е., въ ея вмѣстилищѣ.

Возьмемъ теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись къ неподвижному Воздвиженію до предѣла 25 апрѣля, столь сократила вмѣстилище седмицъ (24 апр. — 14 сент.), что кромѣ Пятидесятницы въ немъ могли остаться только 12 полныхъ седмицъ Матѳеевыхъ и пять седмичныхъ дней 13-й седмицы. Остальныя седмицы этого звена оказались внѣ ряда и не могли быть прочитаны на своемъ мѣстѣ.

Та же картина наблюдается и на другомъ концѣ пасхальнаго года. Поздняя (отдаленная) Пасха увлекая за собою десять седмицъ тріоди, отрываетъ недѣлю Мытаря и Фарисея отъ Лукиныхъ седмицъ, образуя большій или меньшій промежутокъ, лишенный евангельскихъ зачалъ.

Ранняя (приближенная) Пасха, напротивъ, придвигаетъ тріодь иногда вплоть къ празднику Крещенія. Результатомъ этого является пропускъ зачалъ даже и въ Лукиномъ рядѣ.

Такова общая схема тѣхъ передвиженій въ евангельскихъ зачалахъ, благодаря которымъ всѣ дни года напаяются евангельскимъ словомъ. Необходимо теперь уяснить нѣкоторые частные уставные вопросы которые подаютъ поводъ къ затрудненіямъ и разногласіямъ, упомянутымъ въ началѣ замѣтки.

Начало Лукиныхъ зачалъ.

Обратимся теперь къ частнымъ вопросамъ, касающимся устава чтеній. И прежде всего остановимся на вопросѣ, когда, съ какого дня должно начинать чтеніе евангелія отъ Луки и полагать начало «Лукинымъ седмицамъ». Въ связи съ этимъ вопросомъ легче будетъ рѣшить и другой вопросъ: когда оканчивать седмицы Матѳеевы.

«Сказаніе пріемлющее», источникъ церковнаго устава евангельскихъ чтеній, печатаемое въ началѣ богослужебнаго напрестольнаго четвероевангелія, говоритъ въ отвѣтъ на этотъ вопросъ слѣдующее: «Отъ Луки-же святое Евангеліе чтется отъ начала въ понедѣльникъ по Воздвиженіи Креста»... Подчеркиваемъ здѣсь выраженіе «отъ начала», показывающее, что Евангеліе отъ Луки должно начинаться именно съ перваго положеннаго зачала 10-го («Во время оно — Иродъ четвертовластникъ»), а оно положено на понедѣльникъ, подобно тому, какъ и Евангеліе отъ Матѳея начинается также съ понедѣльника; съ понедѣльника присоединяется и Маркъ и къ Матѳею, и къ Лукѣ.

Итакъ, понедѣльникъ не есть только самый ранній срокъ для вступленія Луки, но единственно возможный день для этого вступленія.

Возникаетъ теперь новый вопросъ: въ какой же именно «понедѣльникъ по Воздвиженіи Креста» слѣдуетъ начинать Евангеліе отъ Луки? Для огромнаго большинства случаевъ вопросъ этотъ рѣшается совершенно просто: понедѣльникъ есть день, слѣдующій за воскресеніемъ. Ближайшее къ Воздвиженію воскресеніе есть недѣля по Воздвиженіи. Итакъ, понедѣльникъ, слѣдующій за этою недѣлей, и есть искомый понедѣльникъ, — начало Лукиныхъ седмицъ.

По числамъ сентября этотъ понедѣльникъ будетъ переходить въ зависимости отъ перемѣщенія самого Воздвиженія. Это можно видѣть изъ такой таблицы:

Эта таблица показываетъ, что изъ семи возможныхъ случаевъ въ шести понедѣльникъ по Воздвиженіи слѣдуетъ за недѣлею по Воздвиженіи. Но седьмой случай создаетъ нѣкоторое затрудненіе. Это — случай, когда само Воздвиженіе бываетъ въ недѣлю. Мы знаемъ, что по Уставу при этомъ совпаденіи недѣльная служба со всѣми своими особенностями совершенно упраздняется: недѣли какъ-бы нѣтъ. Но все-таки слѣдующій день называется понедѣльникомъ: и мы должны рѣшить, съ этого ли понедѣльника (15 сентября) начинать Лукино благовѣствованіе, или съ понедѣльника 22 сентября, слѣдующаго за недѣлею по Воздвиженіи, т. е., слѣдовать ли буквѣ выраженія: «понедѣльникъ по Воздвиженіи», или подчиняться большинству случаевъ, создавшему выводъ: понедѣльникъ по Воздвиженіи слѣдуетъ за недѣлею по Воздвиженіи.

Къ этому прибавимъ еще тотъ доводъ по существу, что «недѣли Лукины» должны начинать свой исходъ и вести свой счетъ отъ недѣли, т. е., отъ воскресенія, подобно тому, какъ Іоанновы седмицы ведутъ счетъ отъ недѣли Св. Пасхи и Матѳеевы отъ недѣли Пятидесятницы. Недѣли Лукины, начинаясь послѣ Воздвиженія, не могутъ считать своею исходною точкою день Воздвиженія ибо это не день недѣльный. Единственною недѣлею, отъ которой онѣ могутъ вести свой счетъ, можетъ быть только недѣля по Воздвиженіи.

Окончаніе Матѳеевыхъ зачалъ.

Остановившись такимъ образомъ на опредѣленномъ рѣшеніи относительно начала седмицъ (зачалъ) Лукиныхъ, мы теперь легко можемъ рѣшить и вопросъ объ окончаніи зачалъ Матѳеевыхъ. Объ этомъ въ «Сказаніи» читаемъ: «Отъ Матѳея же святое Евангеліе чтется отъ понедѣльника по Пятидесятницѣ, яже есть Святого Духа, до пятка по Воздвиженіи Креста».

Нѣтъ сомнѣнія, что пятокъ по Воздвиженіи Креста указанъ здѣсь въ качествѣ крайняго срока, до котораго можетъ простираться чтеніе зачалъ Матѳеевыхъ ибо за этимъ пяткомъ слѣдуютъ суббота и недѣля по Воздвиженіи, а затѣмъ понедѣльникъ — начало Луки. Матѳеевы зачала могутъ перейти чрезъ Воздвиженіе, но никогда не могутъ переступить чрезъ недѣлю по Воздвиженіи, и потому — въ двухъ случаяхъ изъ семи возможныхъ — они должны быть закончены до Воздвиженія, а именно — когда Воздвиженіе придется на пятокъ и на субботу. Это представлено на нижеслѣдующей таблицѣ:

Въ послѣднихъ двухъ случаяхъ пятокъ по Воздвиженіи будетъ уже послѣ понедѣльника Лукина и потому не можетъ быть предѣломъ Матѳеевыхъ чтеній. Въ этихъ случаяхъ конецъ Матѳеевыхъ зачалъ падаетъ на четвертокъ или на пятокъ наканунѣ Воздвиженія.

Внутрь-Пасха и внѣ-Пасха.

Что такое внутрь-Пасха и внѣ-Пасха, вліяющая на чтеніе Матѳеева ряда? «17-ая седмица, которой заканчивается Матѳеевъ рядъ, читается рѣдко, даже если и внутрь-Пасха; если же внѣ-Пасха, то никогда не читается». Очевидно говорится о той Пасхѣ, которая вліяетъ на Матѳеевъ рядъ, — можетъ и дать и не дать мѣста 17-ой седмицѣ. Ранняя Пасха даетъ мѣсто, поздняя же сокращаетъ Матѳеевъ рядъ, и, чѣмъ она позднѣе, тѣмъ большее число седмицъ оставляетъ непрочитанными. Ранняя Пасха называется точнѣе «внутрь-Пасха».

Чтобъ уразумѣть истинное значеніе этого термина, надо представить себѣ, что всякій пасхальный періодъ или годъ начинается, собственно говоря, съ тріоди, которая вся — и по содержанію своему и по значенію обращена къ грядущей Пасхѣ, а не къ протекшему времени. Заканчивается-же пасхальный годъ недѣлею по Просвѣщеніи, до которой доходитъ зависящая отъ предшествующей Пасхи очередь гласовъ осмогласія и утреннихъ евангелій и до наступленія которой исчерпываются Лукины седмицы, т. е., всѣ седмичныя зачала. Отношеніе новой Пасхи къ истекшему Пасхальному году можетъ быть двоякое: 1) Новая Пасха можетъ своею тріодью вплоть придвинуться и примкнуть къ недѣлѣ по Просвѣщеніи, или же 2) отступать отъ нея, дѣлая промежутокъ или разрывъ («отступку») между недѣлей по Просвѣщеніи и недѣлей Мытаря и Фарисея. Первая Пасха будетъ внутрь-Пасха, вторая — внѣ-Пасха. Самая ранняя Пасха будетъ 22, 23 и 24 марта, тріодь начинается въ самую недѣлю по Просвѣщеніи (11 января) — это самыя глубокія внутреннія Пасхи; при Пасхахъ 25-31 марта, тріодь начинается въ слѣдующее за недѣлей по Просвѣщеніи воскресеніе. Это будутъ тоже внутрь-Пасхи, хотя и менѣе глубокія.

Всѣ остальныя, т. е., всѣ апрѣльскія Пасхи, будутъ внѣ-Пасхами, ибо между ихъ тріодью и недѣлей по Просвѣщеніи будетъ перерывъ или разрывъ.

Связь недѣли по Богоявленіи съ тріодью.

Недѣля по Богоявленіи есть та точка пасхальнаго года, съ приближеніемъ которой взоръ церковнаго уставщика обращается къ грядущей Пасхѣ, ибо здѣсь происходитъ сцѣпленіе протекшаго ряда седмицъ съ тріодью. При установленіи этой связи тріоди съ недѣлею по Богоявленіи могутъ имѣть мѣсто шесть случаевъ и способовъ, въ зависимости отъ пониженія и повышенія предстоящей Пасхи:

1) Если предстоящая Пасха будетъ 22, 23, 24 марта, то тріодь настолько опустится къ первой половинѣ января, что недѣля Мытаря и Фарисея совпадетъ съ недѣлею по Богоявленіи. (Промежутокъ = 0).

2) Если Пасха падетъ на числа 25-31 марта, то недѣля Мытаря и Фарисея будетъ слѣдовать непосредственно за недѣлею по Просвѣщеніи. (Промежутокъ = 1 седм.).

3) Если Пасха поднимается еще выше до чиселъ 1-7 апрѣля, то недѣля Мытаря будетъ уже третьей послѣ недѣли по Просвѣщеніи. (Промежутокъ = 2 седмицы: одно воскресеніе).

4) Если Пасха будетъ еще позднѣе, 8-14 апрѣля, то Мытарева недѣля будетъ четвертою недѣлею по Просвѣщеніи. (Промежутокъ = 3 седмицы: два воскресенія).

5) Если Пасха возвысится до чиселъ 15-21 апрѣля, то тріодь начнется въ пятую отъ Богоявленія недѣлю. (Промежутокъ = 4 седмицы: три воскресенія).

6) Наконецъ, самая поздняя Пасха 22-25 апрѣля отодвинетъ тріодь на шестую недѣлю отъ недѣли по Богоявленіи. (Промежутокъ = 5 седмицъ: четыре воскресенія).

Первый случай въ уставномъ отношеніи не представляетъ затрудненія. Вмѣстѣ съ евангельскимъ зачаломъ недѣли по Просвѣщеніи читается и Евангеліе о Мытарѣ и Фарисеѣ (Лук. зач. 89). Снятыя съ очереди зачала Лукины совсѣмъ оставляются нечитанными («Аще же когда преизбудетъ недѣль сихъ — говоритъ уставъ, — оставивъ, блюди рядъ о Мытари и Фарисеи»).

Второй случай также не представляетъ затрудненія. Нечитанныя недѣли и здѣсь пропускаются.

Третій случай представляетъ уже разрывъ ряда между недѣлею по Просвѣщеніи и тріодью. Тогда, по указанію Типикона, слѣдуетъ считать вспять и возвратиться на мимощедшія недѣли (т. е., непрочитанныя недѣльныя зачала). Предположимъ, что такихъ запасныхъ зачалъ у насъ три: 13 (30) недѣли — О вопрошеніи богатаго князя, 14 (31) — О слѣпцѣ Іерихонскомъ и 15 (32) — О Закхеѣ. Спрашивается: которое изъ нихъ брать для той промежуточной недѣли? Разумѣется, послѣднее, ибо уставъ указываетъ идти въ счетѣ вспять: первою, очередною недѣлею предъ Мытаревою недѣлей будетъ Закхеева, которая всегда, когда читается, предшествуетъ тріоди.

Четвертый случай, когда недѣля по Просвѣщеніи упадаетъ на 10 января, Мытарева — 31 января. Какія зачала должны читаться въ недѣли: 17 и 24 января? Идя вспять, по вышеупомянутому правилу Типикона, получаемъ отвѣтъ на это: 24-го — о Закхеѣ, а 17 — О слѣпцѣ Іерихонскомъ (Луки зач. 93).

Послѣдніе два случая самой поздней Пасхи требуютъ трехъ и четырехъ евангельскихъ зачалъ. Отъ Лукиныхъ зачалъ остается въ запасѣ еще 3-е отъ конца, т. е., 13 (30) недѣля — О вопрошеніи богатаго князя: оно и читается въ тѣхъ случаяхъ, когда требуется три промежуточныхъ недѣльныхъ зачала. На тотъ-же случай, когда ихъ потребуется четыре, имѣется особое указаніе въ «Сказаніи». Вотъ оно: — «Аще за еже не снизитися Пасцѣ, не достанетъ и въ Луцѣ субботъ и недѣль: чтется тамо сія недѣля Матѳеева (17), яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы». По-гречески это указаніе читается нѣсколько иначе, а именно: «А если, вслѣдствіе удаленія Пасхи, не достанетъ и въ Лукѣ — субботы-недѣли, то читается тамъ эта 17 недѣля Матѳеева, т. е., о Хананеянкѣ, прежде Закхея».

Заключеніе.

Въ заключеніе предложимъ главнѣйшіе выводы:

1. Евангельскій годъ распадается на четыре ряда: 1) Пятидесятница, 2) Матѳеевы евангельскія седмицы, 3) Лукины евангельскія седмицы, 4) тріодь.

2. Первые три ряда обращены къ предшествовавшей имъ Пасхѣ; тріодь — къ грядущей.

3. Недѣля по Просвѣщеніи есть грань между двумя Пасхами.

4. «Внутрь-Пасхою» называется такая (ранняя) Пасха, которая своею тріодью непосредственно безъ промежутка или отступки примыкаетъ къ предыдущей недѣлѣ по Просвѣщеніи.

5. «Внѣ-Пасхою» называется такая (поздняя) Пасха, которая отодвигаетъ тріодь отъ недѣли по Просвѣщеніи и полагаетъ между ними отступку или промежутокъ, въ которомъ умѣщаются одна, двѣ, три и даже четыре недѣли (воскресенія).

6. Святая и великая недѣля Пасхи открываетъ рядъ зачалъ Евангелія отъ Іоанна, простирающійся до недѣли Пятидесятницы.

7. Понедѣльникъ Святого Духа — начало зачалъ Матѳеевыхъ; недѣля всѣхъ святыхъ — первая недѣля Матѳеева.

8. Недѣля по Воздвиженіи есть грань, за которую не простирается Матѳей и ранѣе которой не начинается Лука.

9. Всѣ семнадцать евангельскихъ седмицъ Матѳеевыхъ читаются лишь въ годы внутрь-Пасхи. Внѣ-Пасха болѣе или менѣе сокращаетъ Матѳеевъ рядъ.

10. Пасха не вліяетъ на составъ Лукина ряда.

11. Порядковый счетъ евангельскихъ седмицъ въ большинствѣ случаевъ не совпадаетъ съ седмицами календарными и съ седмицами осмогласія. Поэтому седмицы Лукина ряда должны имѣть свой подярковый счетъ.

12. Евангельскія зачала 13, 14, и 15-ой недѣль Лукина ряда читаются наряду (подъ зачало) лишь въ томъ случаѣ, если предстоитъ внутрь-Пасха. Если же предстоитъ внѣ-Пасха, они соблюдаются непрочитанными для заполненія отступки предъ тріодью.

13. При отступкѣ въ четыре недѣли, предъ зачаломъ недѣли Лукиной 15 (32)-ой, читается зачало 17-ой Матѳеевой седмицы: О женѣ Хананеянкѣ, которое на ряду читается только въ случаѣ самой ранней Пасхи (22 марта).

(«Хлѣбъ небесный», № 5, 1939 г. Харбинъ).       

Источникъ: «Православная жизнь». Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». Къ познанію православнаго богослуженія — Jordanville, 1999. — № 9 (596). — С. 23-32.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0