Собраніе богослужебныхъ текстовъ Православной Церкви

Русскiй Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Осанна
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ
-
Литургика
-
Канонизація святыхъ
-
Ирмологій

Домашняя молитва

Каноны
-
Акаѳисты
-
Псалтирь Божіей Матери

Евхологій

Служебникъ
-
Требникъ

Слѣдованная Псалтирь

Псалтирь
-
Канонникъ
-
Часословъ
-
Мѣсяцесловъ

Тріодь

Постная
-
Цвѣтная

Минеи

Минея Общая
-
Минеи Богослужебныя
-
Архивъ

Церк.-учит. литература

«Златоустъ»

Греч. и древнерус. тексты

Греч. литург. тексты
-
Древнерус. литург. тексты

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЛИТУРГИКА

Русскія службы Рождеству святителя Николая.

I.

Пріиди въ Русь и виждь: яко нѣсть града, ни села, идѣже не быша чудеса святаго Николы, ихже не можно за множество писанію предати...

Велика на Руси слава угодника Божія Николая, архіепископа греческаго города Мѵры области Ликійской, и поистинѣ неисчерпаема сокровищница духовнаго творчества нашего народа, связаннаго съ именемъ святителя. Въ сколькихъ былинахъ, пѣсняхъ, стихахъ, поговоркахъ, примѣтахъ... запечатлѣно обращеніе къ любимому народомъ святому. Эта вѣтвь творчества — фольклорная, устная — донесла до насъ и разсказъ о началѣ прославленія св. Николая въ нашей землѣ. Имѣется въ виду преданіе о князѣ Аскольдѣ. Событія, о которыхъ разсказывается въ немъ происходили въ Кіевѣ во второй четверти IX вѣка, то есть за сто лѣтъ до принятія христіанства на Руси [1].

Другая вѣтвь русскаго духовнаго творчества связана съ письменными памятниками, съ церковно-славянской литературой, которая полноправно начала распространятся на Руси съ конца X вѣка. Съ одной стороны — это житійная литература, включающая какъ переводы греческихъ варіантовъ «Житія» такъ и собственно русскія «Сказанія» и «Повѣсти» о св. Николаѣ, о чудотворныхъ образахъ святаго. Съ другой стороны — богослужебная гимнографія, слагавшаяся параллельно литературѣ житійной и прошедшая тотъ же путь — отъ заимствованія греческихъ праздниковъ и службъ до установленія русскихъ памятей и созданія русскихъ гимнографическихъ памятниковъ въ честь «Николы батюшки». Вопросамъ изученія русской гимнографіи въ честь св. Николая и посвящена настоящая статья. Въ центрѣ нашего вниманія — праздникъ и службы Рождеству св. Николая (29 іюля / 11 августа) [2].

На сегодняшній день изъ всѣхъ церковныхъ памятей, связанныхъ съ именемъ святителя, праздникъ Рождества — самый загадочный. Мы не знаемъ когда и гдѣ впервые былъ установленъ этотъ праздникъ. Отмѣчался ли онъ въ Византіи или принадлежитъ числу русскихъ памятей? Какой «статусъ» имѣлъ онъ въ ряду другихъ памятей церковнаго года? Съ чѣмъ связаны разночтенія датъ празднованія Рождества св. Николая? [3] Вопросовъ, связанныхъ съ исторіей праздника и собственно гимнографіи Рождеству св. Николая очень много. Обозначить и по возможности раскрыть основные изъ нихъ — это наша первая задача.

Вторая задача состоитъ въ томъ, чтобы донести до православнаго читателя сами богослужебныя послѣдованія. Какъ извѣстно, память Рождества св. Николая хотя и включена въ современный Мѣсяцесловъ Православной Церкви, но службы на этотъ праздникъ не изданы и, соотвѣтственно, не извѣстны широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Между тѣмъ духовное желаніе почтить великаго Угодника Божія въ праздникъ его Рождества непремѣнно возникаетъ въ сердцахъ православныхъ людей, особенно же — прихожанъ, насельниковъ монастырей, священниковъ, отправляющихъ богослуженія въ храмахъ и обителяхъ, освященныхъ въ честь свъ. Николая.

II.

Всечестное твое рождество, отче Николаѣ, ангеловъ множество на небеси и человѣческій родъ на земли, честно ублажаетъ...

Что же опредѣленнаго можно сказать о происхожденіи праздника и службъ Рождеству святителя?

Прежде всего, что праздникъ принадлежитъ къ однѣмъ изъ древнихъ церковныхъ памятей. Самое раннее дошедшее до насъ упоминаніе его содержится въ славянской глаголической рукописи XII-XIII вв. [4] Первый русскій мѣсяцесловъ, включающій эту память, относится къ XIV вѣку [5]. Подчеркнемъ, что Рождество свъ. Николая упоминается исключительно въ рукописяхъ славяно-русскихъ. Возможно, это свидѣтельствуетъ о происхожденіи праздника.

Складывается впечатлѣніе, что Рождество св. Николая не входило въ кругъ постоянно отмѣчавшихся церковныхъ праздниковъ. На протяженіи всей исторіи православнаго богослуженія на Руси оно то возникало, то вновь исчезало изъ числа церковныхъ памятей. Эта мысль подтверждается и особенностями гимнографіи Рождеству св. Николая. Въ спискахъ XVII-XVIII вв. дошли до насъ двѣ разныя службы на этотъ праздникъ. Въ сущности, онѣ отражаютъ двѣ традиціи празднованія Рождества свъ. Николая, бытовавшія въ разное время и въ разныхъ областяхъ Россіи. Первый варіантъ зафиксированъ въ рукописи изъ Новгорода. Второй — въ спискѣ, принадлежавшемъ нѣкогда Вятскому каѳедральному собору...

Исторія Новгорода крѣпко связана съ именемъ святаго. Вспомнимъ, напримѣръ, что уже въ XI вѣкѣ въ Новгородѣ существовала церковь Николы Можайскаго. А въ первой четверти XIII вѣка жители города видѣли множество чудесъ отъ Зарайскаго образа святителя — онъ гостилъ въ городѣ по пути изъ Корсуни «въ земли Рязанскія...». Послѣдній фактъ наводитъ на рядъ размышленій. Какъ извѣстно, городъ Зарайскъ принялъ святыню — чудотворную икону св. Николая въ 1225 году. Торжественная встрѣча образа состоялась у стѣнъ города 29 іюля — въ день, который приходится днемъ Рождества св. Николая. Свѣдѣній о церковномъ праздникѣ Рождеству Святителя въ Зарайскѣ мы не имѣемъ. Однако, какъ указываетъ прот. Василій (Изюмскій) — авторъ замѣчательной книги объ исторіи чудотворнаго образа святителя и почитаніи его въ Зарайскѣ — «въ народѣ Рождество св. Николая отмѣчалось издревле... дѣти на этотъ праздникъ, подобно какъ на Рождество Христово, славили св. Николая пѣніемъ особыхъ стиховъ, составленныхъ въ его честь» [6]. Пріобрѣлъ ли Новгородъ знаніе о рождественскомъ праздникѣ святителю отъ принесенія Корсунской иконы или наоборотъ — посѣщеніе Новгорода повліяло на формированіе традиціи почитанія образа въ Зарайскѣ? Вопросы эти пока остаются открытыми. Однако вернемся къ Новгороду.

Прямыя свидѣтельства о празднованіи Рождества св. Николая въ Новгородѣ относятся къ XVI вѣку. Въ Чиновникѣ Софійскаго собора записано, что празднованіе сопровождалось крестнымъ ходомъ «отъ Софѣи къ Николѣ Чудотворцу на Розважу» [7]. Чиновникъ датируется XVI вѣкомъ. Въ это время въ Новгородѣ существовалъ и монастырь, спеціально посвященный Рождеству Святителя, какъ говорится въ Лѣтописи, «монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рожденіе». Онъ былъ основанъ въ 1556 году [8]. Что послужило причиной основанія монастыря? Можетъ быть, оно имѣло чудесную предысторію, связанную съ окормленіемъ святителемъ новгородскаго люда и возведеніе обители въ честь праздника явилось естественнымъ откликомъ вѣрующихъ на помощь святителя? Въ текстахъ службы неоднократно упоминается нѣкій градъ, находящійся подъ покровительствомъ св. Николая. Напримѣръ, въ одной изъ стихиръ на литіи поется: «неподвижиму и необориму граду твоему быти сподоби...».

Рукопись со службой Рождеству св. Николая была писана въ Великомъ Новгородѣ въ лѣто 7165 [1657 г.]. То есть спустя болѣе 100 лѣтъ послѣ основанія монастыря и памятной записи въ Чиновникѣ Софійскаго новгородскаго собора. Далѣе слѣдъ этой службы ведетъ вглубь Россіи, въ томъ числѣ въ сердцѣ монастырской жизни Московской Руси — Свято-Троицѣ Сергіеву Лавру. Именно въ лаврской библіотекѣ былъ обнаруженъ еще одинъ списокъ этой службы Рождеству св. Николая РГБ ф. 299 № 484. 1. Онъ датированъ 1723 годомъ.

Перенесемся теперь съ сѣверо-запада къ сѣверо-востоку отъ Москвы — на Вятскую землю. 24 мая 1380 года на берегу рѣки Великой былъ обрѣтенъ чудотворный образъ св. Николая. Онъ получилъ именованіе «Великорецкій». Вѣсть объ исходящей отъ образа благодати облетѣла всю Русскую землю, и въ 1555 году по повелѣнію царя Іоанна Васильевича Грознаго свершилось принесеніе Великорецкаго образа въ Москву. Крестному ходу всей Россіи съ образомъ Святителя можно уподобить это грандіозное шествіе. По рѣкамъ — Вяткѣ, Камѣ, Волгѣ, Окѣ, Москвѣ творя на пути многія чудеса, прибылъ чудотворный образъ къ мѣсту своего назначенія. Вослѣдъ этому событію была написана «Повѣсть о принесеніи Великорецкаго образа въ Москву...»; составлены тропарь и кондакъ московскому празднику Принесенія образа...; создана «московская» копія чудотворной иконы; устроенъ придѣлъ «Николы Великорецкаго» въ новоотстроенномъ храмѣ Покрова Пресвятыя Богородицы и... установленъ праздникъ Рождества св. Николая.

«Повѣсть о принесеніи Великорецкаго образа» разсказываетъ, что по прибытіи образа въ Москву царь Іоаннъ Васильевичъ встрѣтилъ «высокаго гостя» 29 іюля у Симонова монастыря. Это былъ день Рождества св. Николая... Объ установленіи праздника говорится въ припискѣ къ Уставу Успенскаго собора Московскаго Кремля, сдѣланной во 2-й половинѣ XVI вѣка: «Уставися праздновати Рождеству св. Николая и бываетъ ходъ со кресты къ Николѣ на рву» [9]. Что касается собственно службы, то Уставъ Успенскаго собора Московскаго Кремля не содержитъ указаній на особыя пѣснопѣнія Рождеству св. Николая. Вѣроятно, въ Москвѣ установленное празднованіе дѣйствительно ограничилось крестнымъ ходомъ къ иконѣ Николы Великорецкаго «что на рву» (какъ записано въ Уставѣ) и не предполагало самостоятельнаго богослужебнаго послѣдованія. Но на Вяткѣ сложилось иначе. Тамъ была составлена отдѣльная служба Рождеству святителя [10]. Она-то и дошла до насъ въ рукописи Вятскаго каѳедральнаго собора (БАН Вятскаго собраніе № 66). Это рукопись начала XVIII вѣка, возможно, списокъ съ болѣе ранняго источника. Гимнографическіе тексты доносятъ до насъ информацію о написаніи службы «по святительскому благословенію». Возможно, оно было дано самимъ митрополитомъ всероссійскимъ Макаріемъ — глубокимъ почитателемъ св. Николая.

Съ цвѣтеніемъ духовнаго поля земли Русской въ XVI вѣкѣ связано распространеніе русскихъ памятей, церковныхъ торжествъ, связанныхъ съ отечественной духовной традиціей. Рождество св. Николая несомнѣнно принадлежитъ къ числу полюбившихся и, можетъ быть, прижившихся только на Руси церковныхъ памятей. Этотъ праздникъ обнимаетъ всю Россію. Посудите сами. Днемъ 29 іюля оказываются отмѣчены всѣ важныя вѣхи заступническаго шествія св. Николая по Руси: Пренесеніе Зарайкаго образа изъ Корсуни въ земли Рязанскія, Пренесеніе образа «Николы Великорецкаго» въ Москву и Пренесеніе на Русь Можайскаго образа святителя [11]. Такимъ образомъ, не входившій въ число постоянно отмѣчавшихся церковныхъ памятей праздникъ Рождества св. Николая сталъ въ своемъ родѣ «всепразднственнымъ» и отмѣчался всѣмъ русскимъ православнымъ міромъ.

<...>

Свѣтлана Черкасова.       

Примѣчанія:
[1] См. нашу статью «Слава на Руси св. Николая» // «Музыкальная академія». 2001. №1. С. 1-12.
[2] Въ цѣломъ современный мѣсяцесловъ Православной Церкви содержитъ шесть праздниковъ св. Николаю. Каждому изъ нихъ соотвѣтствуетъ своя гимнографія. Условно ихъ можно раздѣлить на двѣ группы. Первую составляютъ памяти, скажемъ такъ, житійнаго цикла. Сюда относятся: праздникъ Преставленія св. Николая или, какъ онъ именуется въ богослужебныхъ рукописяхъ, «Память св. Николая...» (6 / 19 декабря); Пренесеніе мощей св. Николая изъ Мѵръ Ликійскихъ въ Баръ градъ… (9 / 22 мая) и Рождество св. Николая (29 іюля / 11 августа).
       Вторую группу составляютъ праздники въ честь чудотворныхъ иконъ святителя. Такихъ праздниковъ на Руси сложилось довольно много, но въ Мѣсяцесловѣ Православной Церкви указано только три — тѣ, слава о которыхъ прошла по всей Россіи. Это памяти: Пренесенія Зарайскаго образа свъ. Николая изъ града Корсуни въ земли Рязанскія... (9 / 22 мая); Явленіе Великорецкаго образа св. Николая... (24 мая / 7 іюня); Пренесеніе образа «Николы Великорецкаго» въ Москву (29 іюля / 11 августа).
       Точно извѣстно о греческомъ происхожденіи только одной изъ названныхъ памятей — Преставленія св. Николая. Въ Византіи была составлена и служба на этотъ праздникъ. Остальные пять праздниковъ (вѣроятно всѣ) принадлежатъ Русской Церкви и гимнографію къ нимъ составляли русскіе пѣснотворцы. Подробнѣе объ этомъ см. въ нашей статьтѣ «Русская гимнографія св. Николаю: проблемы ея изученія» // «Правило вѣры и образъ кротости… Образъ св. Николая, архіепископа Мѵрликійскаго, въ византійской и славянской агіографіи, гимнографіи и иконографіи». М., изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356-369.
[3] Днемъ празднованія Рождества св. Николая указывается преимущественно 29 іюля, но въ разныхъ источникахъ м. б. и 20 мая, 23 и 24 августа. Подробнѣе объ этомъ см. Сергій (Спасскій), архіеп. «Полный Мѣсяцесловъ Востока». Т. II. М., 1877. С. 377.
[4] Тамъ же.
[5] Лосева О. В. Русскіе мѣсяцесловы XI-XIV вѣковъ. М., 2001. С. 413.
[6] Василій (Изюмскій), прот. Зарайская святыня: 750 лѣтъ городу Зарайску. М.: «Центръ», 1996. С. 81.
[7] Голубцовъ А. П. Чиновникъ новгородскаго Софійскаго собора. М., 1899. С. 132.
[8] Вознесенскій А., Гусевъ Ѳ. Житіе и чудеса св. Николая чудотворца, архіепископа Мѵрликійскаго и слава его въ Россіи. СПб., 1899; То же. Репринтъ. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670.
[9] Серебрякова Е. И. Книжныя миніатюры «Принесеніе Великорецкаго образа св. Николая въ Москву» // Докладъ на Международной научной конференціи «Святитель Николай Мѵрликійскій въ византійской, славянской и русской литературѣ и иконографіи». М., 2003.
[10] Вѣроятно, это случилось послѣ возвращенія образа изъ столицы.
[11] Въ русскихъ Прологахъ съ 1662 года въ день 29 іюля полагалось чтеніе Повѣсти о принесеніи на Русь Можайскаго образа св. Николая.

Источникъ: С. Черкасова. Русскія службы Рождеству святителя Николая (Начало). // Журналъ «Альфа и Омега». — М., 2008. — № 1 (51). — С. 285-290.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0