Собраніе богослужебныхъ текстовъ Православной Церкви

Русскiй Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Осанна
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ
-
Литургика
-
Канонизація святыхъ
-
Ирмологій

Домашняя молитва

Каноны
-
Акаѳисты
-
Псалтирь Божіей Матери

Евхологій

Служебникъ
-
Требникъ

Слѣдованная Псалтирь

Псалтирь
-
Канонникъ
-
Часословъ
-
Мѣсяцесловъ

Тріодь

Постная
-
Цвѣтная

Минеи

Минея Общая
-
Минеи Богослужебныя
-
Архивъ

Церк.-учит. литература

«Златоустъ»

Греч. и древнерус. тексты

Греч. литург. тексты
-
Древнерус. литург. тексты

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЯ КНИГИ

КНИГА МОЛЕБНЫХЪ ПѢНІЙ.

Чинъ Священнаго Коронованія
Ихъ Императорскихъ Величествъ Государя Императора Самодержца Всероссійскаго и Августѣйшей Супруги Его Государыни Императрицы.

Въ навечеріи торжественнаго дня Коронованія Его Императорскаго Величества, которое изстари совершается въ Москвѣ, какъ первопрестольной столицѣ, во всѣхъ соборныхъ, монастырскихъ и прочихъ церквахъ, совершается всенощное бдѣніе. Въ церкви же, гдѣ изволятъ присутствоватъ Ихъ Императорскія Величества, читается послѣ этого правило ко Святому Причащенію готовящимся.

Въ самый день Коронованія, когда начатіе торжества возвѣщается выстрѣлами изъ пушекъ, начинается отъ Успенскаго Собора благовѣстъ въ большой колоколъ, потомъ въ другіе переборомъ, какъ это обыкновенно бываетъ для крестнаго хода. Между тѣмъ Сѵнодальные Члены и Преосвященные Архіереи съ прочимъ духовенствомъ, собравшись въ Соборную Великую церковь, совершаютъ молебствіе о многолѣтнемъ здравіи Августѣйшей Фамиліи, а по окончаніи молебствія и проскомидіи ожидаютъ, въ священномъ одѣяніи, пришествія Ихъ Императорскихъ Величествъ.

По выходѣ Ихъ Императорскихъ Величествъ въ аудіенцъ-залу, всѣ Особы Императорской Фамиліи шествуютъ изъ своихъ покоевъ въ Успенскій Соборъ, гдѣ занимаютъ особо пріуготовленныя для нихъ мѣста.

Предъ начатіемъ шествія Ихъ Императорскихъ Величествъ, Протопресвитеръ Успенскаго Собора или Духовникъ Ихъ Величествъ идетъ со Святымъ Крестомъ впереди, имѣя при себѣ двухъ діаконовъ, несущихъ на золотыхъ блюдахъ Святую воду, которою онъ окропляетъ путь. Въ то же время предносится Корона и прочія Императорскія регаліи при звонѣ во всѣ соборные колокола. По приближеніи регалій къ южнымъ дверямъ Собора, всѣ Архіереи и прочее духовенство, въ священномъ одѣяніи, выступаютъ изъ церкви на паперть, гдѣ старѣйшій Митрополитъ кадитъ оныя ѳиміамомъ и кропитъ Святою водою, послѣ чего онѣ вносятся въ церковъ и полагаются на уготованныхъ для нихъ мѣстахъ.

Духовенство же ожидаетъ на прежнемъ, внѣ церкви, мѣстѣ пришествія Ихъ Императорскихъ Величествъ, и когда Они къ помянутой паперти приблизятся, старѣйшій Митрополитъ подноситъ благословящій Крестъ къ цѣлованію, а вторый Митрополитъ кропитъ Ихъ Величества Святою водою, третій же произноситъ привѣтственную рѣчь.

За симъ, въ предшествіи всего духовенства, вступаютъ Ихъ Императорскія Величества въ храмъ, и первѣе, предъ Царскими враты троекратное Господеви совершаютъ поклоненіе и къ святымъ мѣстнымъ иконамъ прикладываются, а потомъ слѣдуютъ на пріуготовленный для Нихъ среди церкви подъ балдахиномъ Тронъ, гдѣ изволятъ возсѣстъ на Своихъ престолахъ. Архіереи же и прочіе духовные, имѣющіе быть въ служеніи, становятся отъ ступеней Трона до Царскихъ вратъ двумя радами по обѣ стороны. Во время шествія поется псаломъ 100-й:

Милость и судъ воспою Тебѣ, Господи! Пою и разумѣю о пути непорочнѣ, «когда пріидеши ко мнѣ?» Прехождахъ въ незлобіи сердца моего, посредѣ дому моего. Не предлагахъ предъ очима моима вещь законопреступную; творящія преступленіе — возненавидѣхъ. Не прильпе мнѣ сердце строптиво; уклоняющагося отъ мене лукаваго — не познахъ. Оклеветающаго тай искренняго своего — сего изгоняхъ; иже гордъ окомъ и несытъ сердцемъ, — съ сими не ядяхъ. Очи мои на вѣрныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не живяще посредѣ дому моего творяй коварство; глаголяй неправедная не устоитъ предъ очима моима. Во утрія избивахъ вся грѣшныя земли, еже потребити отъ града Господня вся дѣлающія беззаконіе!

По окончаніи пѣнія псалма, старѣйшій Митрополитъ, возшедъ на амвонъ Императорскаго Трона говоритъ Его Величеству слѣдующее:

Благочестивѣйшій, Великій Государь нашъ, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій! Понеже благоволеніемъ Божіимъ, и дѣйствіемъ Святаго и Всеосвящающаго Духа, и Вашимъ изволеніемъ, имѣетъ нынѣ въ семъ Первопрестольномъ храмѣ совершитися Императорскаго Вашего Величества Коронованіе и отъ Святаго Мѵра помазаніе: того ради, по обычаю древнихъ Христіанскихъ Монарховъ и Боговѣнчанныхъ Вашихъ Предковъ, да соблаговолитъ Величество Ваше въ слухъ вѣрныхъ подданныхъ Вашихъ исповѣдать Православно-Каѳолическую вѣру: како вѣруеши?

Послѣ сего Его Величество велегласно чтетъ Сѵмволъ Православныя вѣры по разогнутой предъ Нимъ книгѣ:

Вѣрую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ.

И во единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія, единороднаго, Иже отъ Отца рожденнаго прежде всѣхъ вѣкъ. Свѣта отъ Свѣта, Бога истинна отъ Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имъ же вся быша.

Насъ ради человѣкъ, и нашего ради спасенія, сшедшаго съ небесъ, и воплотившагося отъ Духа Свята, и Маріи Дѣвы, и вочеловѣчшася.

Распятаго же за ны при Понтійстѣмъ Пилатѣ, и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго въ третій день по писаніемъ.

И возшедшаго на небеса, и сѣдяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою, судити живымъ и мертвымъ, Его же царствію не будетъ конца.

И въ Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже отъ Отца исходящаго, Иже со Отцемъ и Сыномъ спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

Во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь.

Исповѣдую едино крещеніе, во оставленіе грѣховъ.

Чаю воскресенія мертвыхъ.

И жизни будущаго вѣка. Аминь.

По прочтеніи Сѵмвола, тотъ же Митрополмтъ къ Его Величеству возглашаетъ:

Благодать Пресвятаго Духа да будетъ съ Тобою, аминь.

А прочіе Архіереи тоже глаголютъ тайно.

Протодіаконъ: Благослови, владыко!

Митрополитъ: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ.

Ликъ: Аминь.

Ликъ: Царю небесный, Утѣшителю, Душе истины, Иже вездѣ сый и вся исполняяй, Сокровище благихъ и жизни Подателю, пріиди и вселися въ ны, и очисти ны отъ всякія скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Протодіаконъ: Миромъ Господу помолимся.

Ликъ: Господи помилуй! [Тоже поется по каждомъ прошеніи.]

Протодіаконъ: О свышнемъ мирѣ, и спасеніи душъ нашихъ, Господу помолимся.

О мирѣ всего міра, благостояніи святыхъ Божіихъ церквей, и соединеніи всѣхъ, Господу помолимся.

О святѣмъ храмѣ семъ, и съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ входящихъ въ онь, Господу помолимся.

О Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ, честнѣмъ пресвитерствѣ, во Христѣ діаконствѣ, о всемъ причтѣ и людѣхъ, Господу помолимся.

О Благочестивѣйшемъ, Самодержавнѣйшемъ, Великомъ Государѣ нашемъ Императорѣ [имярекъ] всея Россіи, о всей палатѣ, и воинствѣ Его, Господу помолимся.

О еже благословитися Царскому Его вѣнчанію благословеніемъ Царя царствующихъ и Господа господствующихъ, Господу помолимся.

О еже укрѣплену быти скипетру Его десницею Вышняго, Господу помолимся.

О еже помазаніемъ всесвятаго Мѵра пріяти Ему съ небесе, къ правленію и правосудію, силу и премудрость, Господу помолимся.

О еже получити Ему благопоспѣшное во всемъ и долгоденственное царствованіе, Господу помолимся.

Яко да услышитъ Его Господь въ день печали, и защититъ Его имя Бога Іаковля, Господу помолимся.

Яко да послетъ Ему помощь отъ Святаго, и отъ Сіона заступитъ Его, Господу помолимся.

Яко да подастъ Ему Господь по сердцу Его, и весь совѣтъ Его исполнитъ, Господу помолимся.

Яко да подчиненныя суды Его немздоимны и нелицепріятны сохранитъ, Господу помолимся.

Яко да Господь силъ всегда укрѣпляетъ оружіе Его, Господу помолимся.

О покорити подъ нозѣ Его всякаго врага и супостата, Гоподу помолимся.

О еже благословитися Царскому Его вѣнчанію и Супруги Его Благочестивѣйшей Государыни Императрицы [имярекъ] благословеніемъ Его же, Царя царствующихъ и Господа господствующихъ, Господу помолимся.

О матери Его Благочестивѣйшей Государынѣ Императрицѣ [имярекъ], о Наслѣдникѣ Его Благовѣрномъ Государѣ Цесаревичѣ и Великомъ Князѣ [имярекъ] и о всемъ Царствующемъ Домѣ, Господу помолимся.

О царскомъ градѣ семъ, всякомъ градѣ, странѣ, и вѣрою живущихъ въ нихъ, Господу помолимся.

О благораствореніи воздуховъ, о изобиліи плодовъ земныхъ, и временѣхъ мирныхъ, Господу помолимся.

О плавающихъ, путешествующихъ, недугующихъ, страждущихъ, плѣненныхъ, и о спасеніи ихъ, Господу помолимся.

О избавитися намъ отъ всякія скорби, гнѣва, опасности и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани насъ, Боже, Твоею благодатію.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодѣву Марію, со всѣми святыми помянувше, сами себе и другъ друга, и весь животъ нашъ Христу Богу предадимъ.

Ликъ: Тебѣ, Господи!

Митрополитъ: Яко подобаетъ Тебѣ всякая слава, честь и поклоненіе, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ.

Ликъ: Аминь.

Протодіаконъ: Богъ Господь, и явися намъ, благословенъ грядый во имя Господне.

Ликъ: Богъ Господь, и явися намъ, благословенъ грядый во имя Господне. [И повторяетъ тоже послѣ этого и каждаго послѣдующаго стиха, произнесеннаго діакономъ.]

Протодіаконъ: Исповѣдайтеся Господеви, яко Благъ, яко въ вѣкъ милость Его.

Обышедше обыдоша мя, и именемъ Господнимъ противляхся имъ.

Не умру, но живъ буду, и повѣмъ дѣла Господня.

Камень, егоже небрегоша зиждущіи, сей бысть во главу угла: отъ Господа бысть сей, и есть дивенъ во очесѣхъ нашихъ.

Ликъ [тропарь, гласъ 1]: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояніе Твое, побѣды благовѣрному Императору нашему [имярекъ] на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестомъ Твоимъ жительство. [Трижды.]

Протодіаконъ: Премудрость.

Чтецъ: Пророчества Исаіиа чтеніе. [Исаіи 49, 13-19.]

Протодіаконъ: Вонмемъ.

Чтецъ: Тако глаголетъ Господь: радуйтеся, небеса, и веселися, земле, да отрыгнутъ горы веселіе, и холми правду, яко помилова Богъ люди Своя, и смиренныя людей Своихъ утѣши. Рече же Сіонъ: остави мя Господь, и Богъ забы мя. «Еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего? Аще же и забудетъ сихъ жена, но Азъ не забуду тебе», глаголетъ Господь. Се на рукахъ Моихъ написахъ стѣны твоя, и предо Мною еси присно, и вскорѣ возградишися, отъ нихъ же разорился еси, и опустошившіи тя изыдутъ изъ тебе. Возведи окрестъ очи твои, и виждь вся: се собрашася, и пріидоша къ тебѣ. Живу Азъ, глаголетъ Господь: яко всѣми ими аки въ красоту облечешися, и обложиши себе ими, яко утварію невѣста. Понеже пустая твоя и разсыпаная и падшая нынѣ утѣснѣютъ отъ обитающихъ, и удалятся отъ тебе поглощающіи тя.

Чтецъ, прокименъ, гласъ 4: Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло.

Ликъ повторяетъ тоже самое послѣ этого и каждаго послѣдущаго стиха.

Стихъ: Желаніе сердца его далъ ему, и хотѣнія устну его нѣси лишилъ его.

Стихъ: Яко предварилъ еси его благословеніемъ благостыннымъ, положилъ еси на главѣ его вѣнецъ отъ камене честна.

Чтецъ: Господи, силою Твоею возвеселится Царь.

Ликъ: И о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло.

Протодіаконъ: Премудрость.

Чтецъ: Къ Римляномъ посланія Святаго Апостола Павла чтеніе. [Рим. 13, 1-7.]

Протодіаконъ: Вонмемъ.

Чтецъ: Братіе, всяка душа властемъ предержащимъ да повинуется. Нѣсть бо власть аще не отъ Бога: сущія же власти, отъ Бога учинены суть. Тѣмже противляяйся власти, Божію повелѣнію противляется: противляющіися же, себѣ грѣхъ пріемлютъ. Князи бо не суть боязнь добрымъ дѣломъ, но злымъ. Хощеши же ли не боятися власти? благое твори: и имѣти будеши похвалу отъ него. Божій бо слуга есть, тебѣ во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо безъ ума мечь носитъ. Божій бо слуга есть, отмститель въ гнѣвъ злое творящему. Тѣмже потреба повиноватися не токмо за гнѣвъ, но и за совѣсть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божіи суть во истое сіе пребывающе. Воздадите убо всѣмъ должная: ему же убо урокъ, урокъ; а ему же дань, дань; а ему же страхъ, страхъ; и ему же честь, честь.

Ликъ: Аллилуія, [трижды].

Протодіаконъ: Премудрость, прости, услышимъ Святаго Евангелія.

Митрополитъ: Миръ всѣмъ.

Ликъ: И духови твоему.

Митрополитъ: Отъ Матѳея Святаго Евангелія чтеніе. [Матѳ. 22, 15-22.]

Ликъ: СлаваТебѣ, Господи, славаТебѣ!

Протодіаконъ: Вонмемъ.

Митрополитъ: Во время оно, совѣтъ пріемше вси фарисее на Іисуса, яко да обольстятъ Его словомъ, и посылаютъ къ Нему ученики своя со иродіаны, глаголюще: учителю, вѣмы, яко истиненъ еси, и пути Божію воистинну учиши, и нерадиши ни о комъ же: не зриши бо на лице человѣкомъ. Рцы убо намъ, чтотися мнитъ? достойно ли есть дати кинсонъ Кесареви, или ни? Разумѣвъ же Іисусъ лукавство ихъ, рече: что мя искушаете лицемѣри? Покажите ми златицу кинсонную: они же принесоша Ему пѣнязь. И глагола имъ: чій образъ сей и написаніе? И глаголаша Ему: Кесаревъ. Тогда глагола имъ: воздадите убо Кесарева, Кесареви: и Божія, Богови. И, слышавше, дивишася, и оставльше Его отыдоша.

Ликъ: Слава Тебѣ, Господи, слава Тебѣ!

По прочтеніи Евангелія, по повелѣнію Его Величества, съ поставленнаго на амвонѣ Трона съ Императорскими Регаліями приносится двумя Митрополитами на двухъ подушкахъ Его Величеству порфира, при чемъ старѣйшій изъ нихъ при возложеніи возглашаетъ:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

По возложеніи на Его Императорское Величество порфиры, Протодіаконъ возглашаетъ:

Господу помолимся.

Ликъ: Господи помилуй.

Его Императорское Величество изволитъ приклонить главу, а старѣйшій Митрополитъ, осѣня верхъ главы Его крестнымъ знаменіемъ, возложивъ крестообразно руки на оную, чтетъ во всеуслышаніе слѣдуюшую молитву:

Господи Боже нашъ, Царю царствующихъ и Господи господствующихъ, Иже чрезъ Самуила Пророка избравый раба Твоего Давида, и помазавый его во царя надъ людьми Твоими Израилемъ! Самъ и нынѣ услыши моленіе насъ недостойныхъ, и призри отъ святаго жилища Твоего и вѣрнаго Раба Твоего, Великаго Государя [имярекъ], Егоже благоволилъ еси поставити Императора надъ языкомъ Твоимъ, притяжаннымъ честною кровію единороднаго Твоего Сына, помазати удостой елеемъ радованія, одѣй Его силою съ высоты, наложи на главу Его вѣнецъ отъ камене честна, и даруй Ему долготу дній, даждь въ десницу Его скипетръ спасенія, посади Его на престолѣ правды, огради Его всеоружіемъ Святаго Твоего Духа, укрѣпи Его Его мышцу, смири предъ Нимъ вся варварскія языки, хотящія брани, всѣй въ сердце Его страхъ Твой, и къ послушнымъ состраданіе, соблюди Его въ непорочнѣй вѣрѣ, покажи Его извѣстнаго хранителя Святыя Твоея Каѳолическія Церкви догматовъ, да судитъ люди Твоя въ правдѣ, и нищія Твои въ судѣ, спасетъ сыны убогихъ, и наслѣдникъ будетъ небеснаго Твоего царствія. Яко Твоя держава, и Твое есть царство и сила во вѣки вѣковъ.

Ликъ: Аминь.

Митрополитъ: Миръ всѣмъ.

Ликъ: И духови твоему.

Протодіаконъ: Главы ваша Господеви приклоните.

Ликъ: Тебѣ, Господи.

Митрополитъ: Тебѣ, единому Царю человѣковъ, подклони выю съ нами Благочестивѣйшій Государь, Ему же земное царство отъ Тебе ввѣрено: и молимся Тебѣ, Владыко всѣхъ, сохрани Его подъ кровомъ Твоимъ, укрѣпи Его царство, благоугодная Тебѣ дѣяти всегда Его удостой, возсіяй во днехъ Его правду и множество мира, да въ тихости Его тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и честности. Ты бо еси Царь мира, и Спасъ душъ и тѣлесъ нашихъ, и Тебѣ славу возсылаемъ, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ.

Ликъ: Аминь.

По семъ Его Императорское Величество соизволитъ указатъ съ того же поставленнаго на амвонѣ Трона съ Императорскими Регаліями стола подать Императорскую Корону, которую подноситъ на подушкѣ старѣйшій Митрополитъ. Его Величество, принявъ Корону отъ Митрополита съ подушки, изволитъ возложить на Свою главу, съ произношеніемъ отъ Митрополита словъ:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

Послѣ сего Митрополитъ говоритъ къ Его Величеству слѣдующую рѣчь:

Благочестивѣйшій, Самодержавнѣйшій, Великій Государь Императоръ Всероссійскій! Видимое сіе и вещественное главы Твоея украшеніе, явный образъ есть, яко Тебе Главу Всероссійскаго народа вѣнчаетъ невидимо Царь славы Христосъ благословеніемъ Своимъ благостыннымъ, утверждая Тебѣ владычественную и верховную власть надъ людьми Своими.

Потомъ тотъ же старѣйшій Митрополитъ вручаетъ Его Императорскому Величеству въ десную руку Скипетръ, а въ лѣвую Державу, говоря:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.

И произноситъ слѣдующую рѣчь:

О, Богомъ Вѣнчанный, и Богомъ Дарованный, и Богомъ Преукрашенный, Благочестивѣйшій, Самодержавнѣйшій, Великій Государь Императоръ Всероссійскій! пріими Скипетръ и Державу, еже есть видимый образъ даннаго Тебѣ отъ Вышняго надъ людьми Своими Самодержавія, къ управленію ихъ и ко устроенію всякаго желаемаго имъ благополучія.

Посемъ Его Императорское Величество изволитъ возсѣсть на Императорскомъ Своемъ Престолѣ, и положивъ сіи обѣ Регаліи на подушки, изволитъ призвать къ Себѣ Ея Величество Государыню Императрицу. Снявъ съ Себя Корону, Его Величество прикасается оною ко главѣ Государыни, которая становится предъ Августѣйшимъ Супругомъ Своимъ на колѣни, на малиновую бархатную подушку, и паки возлагаетъ на Себя. За симъ подносится Его Императорскому Величеству меньшая Корона, которую Государь Императоръ возлагаетъ на главу Государыни Императрицы. По семъ подносятся Его Императорскому Величеству, для возложенія на Ея Императорское Величество, Порфира и цѣпь Ордена Святаго Апостола Андрея. По возложеніи же, Государыня Императрица изволитъ встать и возвратиться на Свой Престолъ. Государь же Императоръ воспріиметъ паки Скипетръ и Державу.

Потомъ Протодіаконъ, возглашаетъ полный Его Императорскаго Величества титулъ, слѣдующимъ образомъ:

Благовѣрному и Благочестивому и Христолюбивому, Самодержавнѣйшему Великому Государю нашему, Богомъ Вѣнчанному и Превознесенному, [имярекъ], Императору и Самодержцу Всероссійскому, Его Цесарскому Величеству: Московскому, Кіевскому, Владимірскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Польскому, Царю Сибирскому, Царю Херсониса-Таврическаго, Царю Грузинскому, Государю Псковскому, и Великому Князю Смоленскому, Литовскому, Волынскому, Подольскому и Финляндскому, Князю Эстляндскому, Лифляндскому, Курляндскому и Семигальскому, Самогитскому, Бѣлостокскому, Корельскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому, и иныхъ; Государю и Великому Князю Новагорода Низовскія земли, Черниговскому, Рязанскому, Полоцкому, Ростовскому, Ярославскому, Бѣлоезерскому, Удорскому, Обдорскому, Кондійскому, Витебскому, Мстиславскому, и всея сѣверныя страны Повелителю, и Государю Иверскія, Карталинскія и Кабардинскія земли, и области Армянскія, Черкасскихъ и Горскихъ Князей и иныхъ Наслѣдному Государю и Обладателю; Государю Туркестанскому, Наслѣднику Норвежскому, Герцогу Шлезвигъ-Голстинскому, Стормарнскому, Дитмарсенскому и Ольденбургскому, подаждь, Господи, благоденственное и мирное житіе, здравіе же и спасеніе, и во всемъ благое поспѣшеніе, на враги же побѣду и одолѣніе: и сохрани Его на многа лѣта!

Пѣвчіе поютъ на оба лика: Многая лѣта! [Трижды.]

За симъ, произносится и Ея Императорскому Величеству титулъ по нижеслѣдующему:

Супругѣ Его, Благовѣрной и Благочестивой, Вѣнчанной и Превознесенной Государынѣ Императрицѣ [имярекъ], многая лѣта!

И пѣвчіе также поютъ: Многая лѣта! [трижды.]

Въ то время бываетъ звонъ во всѣ колокола; и, по данному сигналу, учиняется изъ поставленныхъ пушекъ, 101 выстрѣлъ, между тѣмъ какъ духовныя, такъ и мірскія обоего пола особы, не оставляя мѣстъ своихъ, приносятъ поздравленія Его Императорскому Величеству троекратнымъ поклоненіемъ.

По пропѣтіи многолѣтія, и по окончаніи звона и пальбы, Государь Императоръ, возставъ съ Престола и отдавъ Скипетръ и Державу назначеннымъ особамъ, соизволитъ прочесть съ колѣнопреклоненіемъ по книгѣ, поданной Митрополитомъ, слѣдующую къ Богу молитву:

Господи Боже отцевъ, и Царю царствующихъ, сотворивый вся словомъ Твоимъ, и премудростію Твоею устроивый человѣка, да управляетъ міръ въ преподобіи и правдѣ! Ты избралъ Мя еси Царя и Судію людемъ Твоимъ. Исповѣдую неизслѣдимое Твое о Мнѣ смотрѣніе и, благодаря, величеству Твоему покланяюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя въ дѣлѣ, на неже послалъ Мя еси, вразуми и управи Мя въ великомъ служеніи семъ. Да будетъ со Мною присѣдящая престолу Твоему премудрость. Посли ю съ небесъ святыхъ Твоихъ, да разумѣю, что есть угодно предъ очима Твоима, и что есть право по заповѣдемъ Твоимъ. Буди сердце Мое въ руку Твоею, еже вся устроити къ пользѣ врученныхъ Мнѣ людей и къ славѣ Твоей, яко да и въ день суда Твоего непостыдно воздамъ Тебѣ слово: милостію и щедротами единороднаго Сына Твоего, съ Нимъ же благословенъ еси со Пресвятымъ и благимъ и животворящимъ Твоимъ Духомъ, во вѣки! Аминь.

Митрополитъ: Миръ всѣмъ.

Ликъ: И духови твоему.

Протодіаконъ: Паки и паки преклонше колѣна, Господу помолимся.

И всѣ предстоящіе, кромѣ Его Величества, преклоняютъ колѣна, а Митрополитъ, стоя также на колѣнахъ, чтетъ отъ лица всего народа слѣдующую молитву:

Боже великій и дивный! неисповѣдимою благостію и богатымъ промысломъ управля всяческая, Его же премудрыми, но неиспытанными судьбами, разнообразные предѣлы жизнь и сожительство человѣческое пріемлетъ, благодарнѣ исповѣдуемъ: яко не по беззаконіямъ нашимъ сотворилъ еси намъ, ниже по грѣхомъ нашимъ воздалъ еси намъ. Согрѣшихомъ, Господи, и беззаконновахомъ, и крайняго Твоего отвращенія достойны сотворихомся. Ты же, о неисчетная Благостыня, милостивый и долготерпѣливый, и каяйся о злобахъ человѣческихъ, Владыко, наказавъ насъ краткимъ бывшія печали посѣщеніемъ, се изобильно исполнилъ еси веселія и радости сердца наша, оправдавъ надъ нами царствовати возлюбленнаго Тобою Раба Твоего, Благочестивѣйшаго Самодержавнѣйшаго Великаго Государя нашего Императора [имярекъ] всея Россіи: умудри убо и настави Его непоползновенно проходити великое сіе къ Тебѣ служеніе, даруй Ему разумъ и премудрость, во еже судити людемъ Твоимъ въ правду, и Твое сіе достояніе въ тишинѣ и безъ печали сохранити, покажи Его врагомъ побѣдительна, злодѣемъ страшна, добрымъ милостива и благонадежна; согрѣй сердце Его къ призрѣнію нищихъ, ко пріятію странныхъ, къ заступленію напаствуемыхъ. Подчиненныя же Ему правительства управляя на путь истины и правды, и отъ лицепріятія и мздопріимства отражая, и вся отъ Тебе державѣ Его врученныя люди въ нелицемѣрной содержа вѣрности; сотвори Его отца о чадѣхъ веселящагося, и да удивиши милости Твоя на насъ. Умножи дни живота Его въ нерушимомъ здравіи, и непремѣняемомъ благополучіи; даруй же во дни Его и всѣмъ намъ миръ, безмолвіе и благопоспѣшество, благораствореніе воздуха, земли плодоносія, и вся къ временной и вѣчной жизни потребная. О, премилосердый Господи нашъ, Боже щедротъ и Отче всякія утѣхи, не отврати лица Твоего отъ насъ, и не посрами насъ отъ чаянія нашего; уповающе на Тя, молимся Тебѣ, и молящеся на щедроты Твоя уповаемъ: Ты бо единъ вѣси, еже требуемъ, и прежде прошенія подаеши, и дарованія утверждаеши, и всякое даяніе благо и всякъ даръ совершенъ свыше есть сходяй отъ Тебе, Отца свѣтовъ. Тебѣ слава и держава со Единороднымъ Твоимъ Сыномъ, и Всесвятымъ и благимъ и животворящимъ Твоимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ.

Ликъ: Аминь.

Послѣ молитвы Митрополитъ говоритъ краткую привѣтственную Его Величеству рѣчь, по окончаніи коей при колокольномъ звонѣ пѣвчіе поютъ:

Тебе Бога хвалимъ, Тебе Господа исповѣдуемъ, Тебе превѣчнаго Отца вся земля величаетъ. Тебѣ вси ангели, Тебѣ небеса и вся силы, Тебѣ херувими и серафими непрестанными гласы взываютъ: Святъ, Святъ, Святъ Господь Богъ Саваоѳъ, полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный апостольскій ликъ, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалитъ пресвѣтлое мученическое воинство. Тебе по всей вселеннѣй исповѣдаетъ святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына, и Святаго Утѣшителя Духа. Ты, Царю славы Христе, Ты, Отца присносущный Сынъ еси: Ты ко избавленію пріемляй человѣка, не возгнушался еси дѣвическаго чрева; Ты, одолѣвъ смерти жало, отверзлъ еси вѣрующимъ Царство небесное; Ты одесную Бога сѣдиши во славѣ Отчей, Судія пріити вѣришися. Тебе убо просимъ: помози рабомъ Твоимъ, ихже честною Твоею кровію откупилъ еси. Сподоби со святыми Твоими въ вѣчной славѣ Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояніе Твое, исправи я и вознеси ихъ во вѣки: во вся дни благословимъ Тебе и восхвалимъ имя Твое во вѣкъ и во вѣкъ вѣка. Сподоби, Господи, въ день сей безъ грѣха сохранитися намъ. Помилуй насъ, Господи, помилуй насъ: буди милость Твоя, Господи, на насъ, якоже уповахомъ на Тя; на Тя, Господи, уповахомъ, да не постыдимся во вѣки, аминь.

За симъ начинается Божественная литургія. При начатіи ея, Его Императорское Величество корону изволитъ съ Себя снять, а по окончаніи паки возложить на Себя.

По прочтеніи Евангелія, оное подносится Ихъ Императорскимъ Величествамъ для цѣлованія.

Когда же начинаютъ пѣніе причастнаго стиха, отъ Императорскаго Трона до Царскихъ вратъ, къ Высочайшему Его шествію для Святаго Мѵропомазанія и Причащенія Святыхъ Таинъ, постилается малиновый бархатъ, обложенный золотымъ позументомъ, а близь самыхъ Царскихъ вратъ, до Престола церковнаго, постилается сверхъ его еще парча.

Послѣ пѣнія причастнаго стиха и по причащеніи внутрь алтаря совершавшихъ литургію Архіереевъ и іереевъ, отверзаются Царскія врата и выходятъ изъ алтаря два Архіерея съ послѣдующими имъ по обѣ стороны протодіаконами, чтобы возвѣстить Его Императорскому Величеству время Царскаго Мѵропомазанія, слѣдующимъ образомъ:

Благочестивѣйшій, Великій Государь нашъ, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій! Вашего Императорскаго Величества Мѵропомазанія и Святыхъ Божественныхъ Таинъ пріобщенія приближися время; того ради да благоволитъ Ваше Императорское Величество шествовать сея Великія Соборныя церкве къ Царскимъ вратамъ!

Его Императорское Величество, передавъ сановнику шпагу Свою, соизволитъ шествовать вмѣстѣ съ супругою къ Царскимъ вратамъ, въ преднесеніи регалій: Короны, Скипетра и Державы, кои до окончанія Святаго Мѵропомазанія и пріобщенія Святыхь Таинъ, держатся сановниками на подушкахъ. По приближеніи къ Царскимъ вратамъ, Государь Императоръ изволитъ стать у оныхъ на постланной для того золотой парчѣ, а Государыня Императрица изволитъ остановиться между Трономъ и ступенями предъ алтаремъ.

Старѣйшій Митрополитъ, взявъ драгоцѣнный сосудъ, для сего нарочно устроенный, и омоча уготованный къ тому драгоцѣнный же сучецъ во святое Мѵро, помазуетъ Императора на челѣ, на очахъ, на ноздряхь, на устахъ, на ушесахъ, на персяхъ и по обою сторону на рукахъ, глаголя:

Печать дара Духа Святаго!

Другой же Митрополитъ отираетъ мѣста помазанія чистою хлопчатою бумагою. По Мѵропомазаніи производится колокольный звонъ, и учиняется 101 выстрѣлъ изъ пушекъ.

По семъ Государь Императоръ изволитъ стать по правую сторону противъ мѣстной иконы Спасителя.

Послѣ сего приступаетъ къ Царскимъ вратамъ и становится на ту же парчу Государыня Императрица, и помазуется Мѵромъ тѣмъ же Митрополитомъ токмо на челѣ, при произношеніи вышереченныхъ словъ:

Печать дара Духа Святаго!

А другой Митрополитъ отираетъ хлопчатою бумагою мѣсто помазанія.

Послѣ Мѵропомазанія Ея Величество изволитъ стать по лѣвую сторону, противъ иконы Божіей Матери.

Тогда Государя Императора вводитъ старѣйшій Митрополитъ чрезъ Царскія врата внутрь алтаря, гдѣ Его Величество, остановясь предъ Святою трапезою на золотой парчѣ и, совершивъ поклоненіе, пріемлетъ отъ того же Митрополита Святыхъ Таинъ, Тѣла и Крове Господнихъ Причастіе, по Чину Царскому, то есть, какъ причащаются священнослужители: особо Тѣла, и особо Крове Христовыхъ.

Потомъ одинъ изъ Архіепископовъ подноситъ Его Императорскому Величеству антидоръ и теплоту, а другой — воду для умовенія устъ и рукъ.

По причащеніи Святыхъ Таинъ, изволитъ Государь Императоръ снова отойти къ иконѣ Спасителя, а Ея Величество приступаетъ къ Царскимъ вратамъ и воспріемлетъ отъ Митрополита Святое Причастіе обыкновеннымъ порядкомъ; при чемъ одинъ изъ Архіепископовъ подноситъ антидоръ и теплоту, а другой — воду къ умовенію Ея Величества устъ и рукъ.

По семъ Ихъ Величества соизволятъ вмѣстѣ шествовать къ Трону и возсѣсть на Престолахъ, при чемъ Регаліи предносятся тѣмъ же порядкомъ, какимъ слѣдовали до Царскихъ вратъ.

Здѣсь предъ Ихъ Императорскими Величествами Духовникъ Ихъ чтетъ благодарственныя по причащеніи молитвы, а при отпустѣ литургіи отъ Митрополита со Крестомъ, Протодіаконъ возглашаетъ «многолѣтіе» по нижеслѣдующему:

Благоденственное и мирное житіе, здравіе же и спасеніе, и во всемъ благое поспѣшеніе, на враги же побѣду и одолѣніе, подаждь, Господи, Благовѣрному и Благочестивому и Христолюбивому, Самодержавнѣйшему Великому Государю нашему, Богомъ Вѣнчанному, Превознесенному и Святымъ Мѵромъ Помазанному, [имярекъ], Императору и Самодержцу Всероссійскому, и Супругѣ Его, Благовѣрной и Благочестивой, Вѣнчанной, Превознесенной и Святымъ Мѵромъ Помазанной Государынѣ Императрицѣ [имярекъ], и сохрани Ихъ на многая лѣта!

Ликъ: Многая лѣта! [трижды по трижды.]

Во время сего пѣнія, старѣйшій Митрополитъ подноситъ къ цѣлованію Ихъ Императорскимъ Величествамъ Святый Крестъ. Когда по семъ Государь Императоръ возложитъ Корону на главу Свою, и пріемлетъ Скипетръ и Державу, всѣ, какъ духовныя, такъ и свѣтскія особы, троекратнымъ поклопеніемъ, приносятъ всеподданнѣйшее поздравленіе съ благополучнымъ совершеніемъ Коронованія и Святаго Мѵропомазанія.

По совершеніи Священнаго Коронованія и Святаго Мѵропомазанія, Ихъ Императорскія Величества изволятъ шествовать изъ сѣверныхъ дверей той Соборной церкви, по устроеннымъ помостамъ, прежнимъ порядкомъ, при звонѣ всѣхъ колоколовъ и пушечной пальбѣ, подъ балдахиномъ, въ Архангельскій соборъ, гдѣ встрѣчаетъ Ихъ Величества служившій въ томъ соборѣ Архіепископъ съ духовенствомъ на паперти, со Крестомъ и Святою водою и, поднесши Крестъ къ цѣлованію, предшествуетъ Ихъ Величествамъ въ церковь со Крестомъ. Ихъ Императорскія Величества, по вступленіи въ церковь, прикладываются ко Святымъ Иконамъ и Мощамъ, а потомъ изволятъ поклоняться гробамъ Предковъ Своихъ. Протодіаконъ же возглашаетъ многолѣтіе:

Благоденственное и мирное житіе, здравіе же и спасеніе, и во всемъ благое поспѣшеніе, на враги же побѣду и одолѣніе, подаждь, Господи, Благовѣрному и Благочестивому и Христолюбивому, Самодержавнѣйшему Великому Государю нашему, Богомъ Вѣнчанному, Превознесенному и Святымъ Мѵромъ Помазанному [имярекъ], Императору и Самодержцу Всероссійскому, и Супругѣ Его, Благовѣрной и Благочестивой, Вѣнчанной, Превознесенной и Святымъ Мѵромъ Помазанной Государынѣ Императрицѣ [имярекъ], и сохрани Ихъ на многая лѣта!

Ликъ: Многая лѣта! [трижды по трижды.]

Ихъ Императорскія Величества изволятъ шествовать такимъ же порядкомъ въ Благовѣщенскій соборъ, гдѣ учинено бываетъ то же, что и въ Архангельскомъ соборѣ.

Въ продолженіе всего шествія Государъ Императоръ изволитъ быть въ Коронѣ и Порфирѣ, со Скипетромъ и Державою въ рукахъ; прикладываясь же къ Святымъ Иконамъ, отдаетъ сіи Регаліи особамъ, несшимъ оныя.

Изъ Благовѣщенскаго собора Ихъ Императорскія Величества изволятъ шествовать къ Красному Крыльцу, а оттуда во внутренніе покои Дворца.

Источникъ: Книга молебныхъ пѣній Православной Каѳолической Восточной Церкви. Нѣмецкій переводъ съ параллельнымъ славянскимъ текстомъ, провѣреннымъ по греческимъ оригиналамъ, протоіерея Алексѣя Мальцева, mag. theol., Наcтоятеля церкви при   И м п е р а т о р с к о м ъ   Россійскомъ Посольствѣ въ Берлинѣ. — Берлинъ: «Карлъ Сигизмундъ», 1897. — С. 1-60.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0