Собраніе богослужебныхъ текстовъ Православной Церкви

Русскiй Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Осанна
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ
-
Литургика
-
Канонизація святыхъ
-
Ирмологій

Домашняя молитва

Каноны
-
Акаѳисты
-
Псалтирь Божіей Матери

Евхологій

Служебникъ
-
Требникъ

Слѣдованная Псалтирь

Псалтирь
-
Канонникъ
-
Часословъ
-
Мѣсяцесловъ

Тріодь

Постная
-
Цвѣтная

Минеи

Минея Общая
-
Минеи Богослужебныя
-
Архивъ

Церк.-учит. литература

«Златоустъ»

Греч. и древнерус. тексты

Греч. литург. тексты
-
Древнерус. литург. тексты

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЯ КНИГИ

МИНЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫЯ (СЕНТЯБРЬ-АВГУСТЪ).

Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ въ Геѳсиманіи 17-го Августа, съ плотію на небеса Вознесенія Божія Матери, по чину службы Палестинской Геѳсиманіи.

Изъ книгъ намѣстника Троицко-Сергіевой Лавры Архим. Антонія (Медведева)

Августа 16-го дня, по благословенію, въ два часа по полудни, врата Скита отваряются для богомольцевъ обоего пола. По келіямъ же братскимъ ходить не позволяется.

Вечерня малая начинается въ 3-и часа. Святыя Лавры братія, держатъ правый клиросъ, а скитяне лѣвый. Стихиры и стиховны читаются. По отпустѣ обычный молебенъ храма. На молебнѣ поютъ канонъ весь на распѣвъ: «Многими содержимъ напастьми...», а тропари «Въ рождествѣ дѣвство...». Эктинія обычная и молитва: «О, Пресвятая Госпоже Богородица, Вышши еси всѣхъ Ангелъ и Архангелъ...».

Во время молитвы два діакона кадятъ мѣстный образъ Успенія. По окончаніи молитвы, Величаніе Успенія Богоматери. По семъ отпустъ и многолѣтіе. Повечеріе малое оставляется. Во время многолѣтія, звонъ и бьютъ въ било внизу.

Если будетъ присутствіе Владыки, со звономъ и съ билы провожаютъ Его до входа въ келіи. Тогда съ билами двоя стоятъ на площадкѣ средней, на лѣстницѣ.

По тѣснотѣ церкви, строитель и ризничій обязаны распорядиться, чтобы трубы и окна были открыты, и впускать народъ съ разсужденіемъ. Мужчины, всегда невозбранный имѣютъ входъ въ скитъ, а женщинъ впускаютъ только въ одно это число, однажды въ году; то преимущественно пускать женщинъ въ церковь, и для сего поставить при дверяхъ двухъ монаховъ или послушниковъ расторопныхъ, чтобы они съ разсмотрѣніемъ впускали въ церковь.

Всеночни время.

Въ пять съ половиною, пономарь идетъ принять благословеніе къ благовѣсту, и приготовя Храмъ и свѣтильники, въ 6-ть часовъ начинаетъ благовѣстить ко всеночному служенію.

Назначенные Владыкою въ служеніе: чредный одинъ со крестомъ остается въ церкви, при дверяхъ, ожидая прихода Владычне; служащіе, діаконы со свѣщами и кадилами, и иподіаконы съ мантіею, посошникъ и лампадчикъ, идутъ въ должномъ порядкѣ въ келіи Владыки, и по облаченіи въ мантію, пропѣвъ «Испола...», поютъ тропарь «Въ рождествѣ...» и идутъ порядкомъ въ церковь при звонѣ колоколовъ и билъ, по обычаю скита.

По входѣ въ олтарь Владыки, чредный Іеромонахъ и діаконъ, принявъ благословеніе, начинаютъ по обычаю всеночную службу. Въ вощиникахъ, предъ приходомъ Владыки, зажигаютъ по три свѣтильни, а на похвалу Богоматери, всѣ свѣтильники. А въ олтарѣ всѣ до прихода засвѣчаются.

Ризничій и пономари, должны приготовить за ранѣе свѣчи для всего народа, въ церкви и внѣ ея стоящаго.

Строитель долженъ взять мѣры, въ сіе время, къ охраненію скита, келій и храмовъ, отъ какого либо приключенія… или солдатъ инвалидныхъ поставить, или послушниковъ своихъ, во время всеночни смотрѣть за цѣлостію келій и прочаго, и благочинія всюду.

Скитъ освѣтить плошками и фонарями по деревьямъ, и все это приготовить за ранѣе.

По благословеніи хлѣбовъ, если угодно будетъ Владыкѣ, раздать чрезъ діаконовъ благословенный хлѣбъ; то приготовить два блюда, и раздробленный хлѣбъ, стоящему народу, не веля волноваться съ своихъ мѣстъ, могутъ разносить діаконы.

Потомъ чтется слово: «О успеніи Богоматери», близь Царскихъ вратъ, на каѳедрѣ, кою для сего слѣдуетъ за ранѣе и приготовить; и братія садятся на крылоса, или на ступеняхъ солеи, у ногъ Владыки, какъ дѣти близь отца, для слушанія повѣстнованія о Успеніи.

Послѣ слова, начинается шестопсалміе, а потомъ эктенія обычная и облачаются священницы на похвалу и діаконы до 3-хъ паръ. По эктиніи, ставится посреди церкви аналой украшенный. Пѣваему «Богъ Господь...» износятъ два священника, впереди Владыки, образъ Успенія, при предъидущихъ двухъ діаконахъ съ кадилами и возлагаютъ на аналой. Прочіе же возслѣдствуютъ, и раздаетъ свѣщи Владыка братіи, и благославляетъ діаконамъ и пономарямъ раздавать свѣщи и всему народу; по множеству бывающихъ, большею частію и далѣе стоящимъ, какъ и внѣ церкви, слѣдуетъ раздавать пономарямъ за ранѣе. Менѣе будетъ волненія въ народѣ, и своевременно всѣ зажгутъ свѣщи свои, имѣя уже оныя за ранѣе въ рукахъ.

Чинъ похвалы Богоматери совершается по чину Великія Субботы. На первой статьѣ кадитъ Владыка образъ Успенія, олтарь и храмъ. На 2-й и 3-й статьѣ, іеромонахи по два съ діаконами; а на благословенныхъ, два точію діаконы.

Послѣ благословенныхъ, — эктенія, антифонъ 4-го гласа, прокименъ и Евангеліе. На Евангеліи, по: «Слава, и нынѣ», стихира Евангельская. Мальчики поютъ посреди церкви, предъ аналоемъ, отъ Царскихъ вратъ, стоя лицемъ ко Владыкѣ: «Егда преставленіе...». По семъ эктенія, «Спаси Боже...»; по семъ канонъ, и цѣлуютъ святую икону и помазуетъ Настоятель освященнымъ елеемъ.

По окончаніи всеночни, звонъ обычной съ билами, и провождается тѣмъ же порядкомъ Владыка въ келіи свои.

Имѣть приставникамъ наблюденіе, чтобы не остался огонь въ плошкахъ или фонаряхъ, послѣ всеночной, но все вездѣ тщательно погасить.

Въ 7-мь часовъ утра принять благословеніе на чтеніе Акаѳиста и водоосвященіе, что можетъ совершать начальникъ скита или чередный. Къ сему сбирается скитская братія. Начало обычное: «Благословенъ Богъ...»; поютъ «Царю Небесный», и по «Отче нашъ»; на возгласъ поютъ кондакъ Успенію, и чтется Акаѳистъ Успенію съ обычнымъ кажденіемъ.

Въ сіе время ризничій долженъ приготовить въ корзинахъ хлѣбы благословенные, кресты и ложки для раздачи, въ чистыхъ корзинахъ, покрытыхъ простынями.

По прочтеніи Акаѳиста, послѣдняго повторенія кондака, прямо начинаютъ пѣть пѣвцы, по чину водоосвященія, тропари: «Еже радуйся...». Священникъ кадитъ воду и храмъ, и совершаетъ, по обычаю, водоосвященіе, погружая въ освященіе древо святаго креста. Окропя олтарь и храмъ святою водою, и потомъ окропляетъ хлѣбы, кресты и ложки. Все это ризничій, по окропленіи, убираетъ въ сохранное мѣсто, или въ нижнюю церковь для сохраненія. Часть крестовъ, сотни три, солько же благословенныхъ хлѣбовъ, и сколько есть скитскихъ ложекъ, особо отдѣляетъ, и оставляетъ въ ризницѣ, для Владичной келіи.

Оправя и убравъ храмъ, ожидаютъ благословеніе на благовѣстъ отъ Владыки, буде все это окончится ранѣе 9-ти часовъ.

Во время благовѣста собираются служащіе и, въ назначенное время, идутъ какъ и во всеночни ко Владыкѣ, для провожанія его во храмъ, тѣмъ же порядкомъ, съ пѣніемъ и со звономъ и билами.

Строителю распорядиться, чтобы были знающіе звонить и бить въ била. Чтобы солдатъ своевременно далъ знакъ, когда Владыка станетъ выходить изъ келіи, дабы во всемъ былъ своевременный порядокъ и стройность.

По Литургіи совершается ходъ. Сойдя съ паперти на лѣво, чрезъ трапезу, для чего предварительно разодвинуть столъ въ трапезѣ, для удобнаго прохожденія сквозь ее въ двери внѣшнія.

Крестъ запрестольный и образъ Богоматери, несутъ монахи. Образа: Успенія, Преподобнаго Сергія, Діонисія съ Харитономъ, Спасителя и Св. Троицы, несутъ священники, по обычаю. Старшій кропитъ святою водою ходъ. Канонъ поютъ Успенію. Начало дѣлается по среди церкви, и по тропаряхъ, ирмосъ: «Преукрашенная Божественною славою...», идутъ въ ходъ, два два, предъидуще предъ Владыкою; по иконахъ крестъ и Евангеліе, а за ними Владыка съ діаконами:

Первая литія, сошедъ съ паперти, прямо паперти.

Вторая, вышедъ изъ трапезы, прямо трапезы, на широкой аллеи.

Третія, прямо олтаря храма Успенія.

Четвертая, на сѣверной сторонѣ, въ половинѣ храма Геѳсиманіи, —

и по окончанія Евангелія, и прочаго по чину, идутъ въ храмъ и разоблачаются.

Строитель возложа епитрахиль, взявъ крестъ, идетъ по обычаю храма праздника, со святою водою во Владычнія покои, куда провожаютъ его и вся братія и служащіе, обычно празднику храма. По тропари, діаконъ возглашаетъ Владыкѣ многолѣтіе, и въ сіе время звонятъ.

Ризничій заранѣе вноситъ въ келіи Владыки кресты, отложенные въ ризницѣ, хлѣбы и ложки, и кому изволитъ Владыка, раздаетъ.


По многолѣтіи, іеромонахи скитскіе Макарій и Александръ въ мантіяхъ и епитрахиляхъ, принявъ благословеніе, идутъ за врата раздавать благословенные хлѣбцы и кресты богомольцамъ, посѣтившимъ скитъ.

За воротами предварительно устроить огражденіе, отъ давки народа, по обѣ стороны воротъ.

Ворота затворить, дабы народъ остался въ скиту, и въ одну калитку выходилъ за ворота; и полагаю удобнѣе встать обоимъ іеромонахамъ на одной сторонѣ для раздаванія. Прочія калитки въ скитѣ все запереть.


Близь скита не дозволять ни съ какою продажею.

А на малой Корбухѣ стоять могутъ съ калачами и прочими потребностями народа, близь сторожки.


Строителю озаботиться заранѣе о приготовленіи достаточно столовъ. Смотря по времени, по тѣснотѣ въ трапезѣ, можно въ добавокъ и предъ трапезою, или въ кладовой, въ случаѣ ненастья, заранѣе заготовить хлѣба ржанаго, булокъ и прочее, для братіи.

Источникъ: Служба Успенію Богородицы. «Преложено съ греческаго 1846 г.» — Рукопись № 290 XIX в. (не ранѣе 1846) изъ собранія Свято-Троицкой Сергіевой Лавры («Дополнительная библіотека»). Полууставъ, съ приписками скорописными рукой архимандрита Антонія. 78 л. (IV+74) 21,0 x 16,5. Переплетъ — картонъ, въ кожѣ, на верхней крышкѣ вытиснено: «Служба на Успеніе Богоматери въ Геѳсиманскомъ скитѣ». На об. передн. защитн. листа и на л. 1 — записи: «Изъ книгъ намѣстника Т. С. лавры архим. Антонія». Прежніе шифры № 240, «К № 152». — Въ концѣ «Описаніе подробное чина празднованія въ скитѣ Геѳсиманіи 17-го Августа съ плотію на небеса вознесенія Божія Матери по чину службы Палестинской Геѳсиманіи» (л. 60–68).

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0