Собраніе богослужебныхъ текстовъ Православной Церкви

Русскiй Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Осанна
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ
-
Литургика
-
Канонизація святыхъ
-
Ирмологій

Домашняя молитва

Каноны
-
Акаѳисты
-
Псалтирь Божіей Матери

Евхологій

Служебникъ
-
Требникъ

Слѣдованная Псалтирь

Псалтирь
-
Канонникъ
-
Часословъ
-
Мѣсяцесловъ

Тріодь

Постная
-
Цвѣтная

Минеи

Минея Общая
-
Минеи Богослужебныя
-
Архивъ

Церк.-учит. литература

«Златоустъ»

Греч. и древнерус. тексты

Греч. литург. тексты
-
Древнерус. литург. тексты

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

КАНОНИЗАЦІЯ СВЯТЫХЪ

Дѣяніе Священнаго Собора Архипастырей Православной Россійской Церкви
[О прославленіи святителя Софронія, епископа Иркутскаго].

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Блаженный Софроній, 3-й епископъ Иркутскій (въ мірѣ Стефанъ Кристалевскій), сынъ клирика, родился 25 декабря 1703 года въ мѣстечкѣ Березани, Переяславскаго уѣзда, Полтавской губерніи. По окончаніи Переяславской духовной семинаріи онъ поступаетъ послушникомъ въ Красногорскій монастырь (Полтавской губерніи), 13 лѣтъ занимаетъ должность настоятеля, затѣмъ 11 лѣтъ управляетъ Александро-Невской Лаврой, при которой устраиваетъ Троице-Сергіеву пустынь. На Иркутскую епископскую каѳедру былъ назначенъ 23 февраля 1753 года, причемъ эта послѣдняя передъ этимъ была незамѣщенной цѣлыхъ 7 лѣтъ. Хиротонія состоялась 18 апрѣля 1753 года. Къ мѣсту служенія, въ Иркутскъ, святитель прибылъ лишь 20 марта 1754 года и ревностно принялся за дѣло благоустроенія епархіи. Для знакомства съ паствою онъ предпринимаетъ продолжительныя трудныя путешествія, причемъ имъ были посѣщены наиболѣе отдаленныя отъ Иркутска мѣста: Нерчинскъ, Киренскъ, Якутскъ; посѣщенія самоотверженнаго іерарха, умудреннаго опытомъ и воодушевленнаго ревностью по Бозѣ, всюду вносили свѣтъ Евангельской истины и Христовой любви. Не мало трудовъ положено святителемъ по устроенію и расширенію дѣла Сибирской миссіи. Съ этою цѣлью онъ устраиваетъ миссіонерскіе станы, самъ лично совершаетъ многочисленныя миссіонерскія поѣздки, даетъ пространныя наставленія миссіонерамъ, заботится какъ о духовныхъ, такъ и матеріальныхъ нуждахъ крещенныхъ инородцевъ. Пребываніе свое на Иркутскои каѳедрѣ святитель ознаменовываетъ также ревностнымъ попеченіемъ о благолѣпіи богослуженія, умилительно дѣйствовавшаго на молящихся, постройкой храмовъ, снабженіемъ ихъ уварью, колоколами, постройкой архіерейскаго дома и каменной кругомъ его ограды, устройствомъ духовной семинаріи, причемъ лично раздѣляетъ трудъ преподавателей. Онъ неустанно заботится о нравственномъ и матеріальномъ обезпеченіи духовенства. Извѣстны случаи заступничества епископа по поводу своеволія мѣстныхъ воеводъ, притѣснявшихъ жителей края. Для поднятія жизни монашества и епархіальнаго управленія вообще святитель Софроній дѣлаетъ настоятелями монастырей, а вмѣстѣ и ближайшими своими сотрудниками, привезенныхъ имъ изъ Россіи иноковъ, причемъ память одного изъ нихъ — архимандрита Синезія, настоятеля Вознасенскаго монастыря, отличавшагося святостью жизни и почивающаго въ нетлѣніи, и донынѣ благоговѣйно почитается жителями Иркутска. Будучи любвеобильнымъ архипастыремъ и милостивымъ для всѣхъ отцомъ, святитель сіяетъ въ то же время и подвигами аскетизма: большую часть ночи проводитъ въ усердной и пламенной молитвѣ, спитъ на полу, въ самомъ ограниченномъ количествѣ вкушаетъ пищу. Блаженная кончина святятеля Софронія послѣдовала 30 марта 1771 года, на второй день Св. Пасхи.

Благоговѣйно молитвенное почитаніе памяти святителя Софронія, какъ угодника Божія, началось непосредственно послѣ его кончины. Тѣло святителя цѣлыхъ 6 мѣсяцевъ и 10 дней находилось въ имъ же самимъ устроенномъ Казанскомъ придѣлѣ Иркутскаго Собора, причемъ гробъ стоялъ поверхъ пола и былъ прикрытъ только одною крышкою. И только 8 октября 1771 г. состоялось преданіе его землѣ. Все это время тѣло оставалось нетлѣннымъ, что вмѣстѣ съ подвигами христіанской добродѣтели, бывшими у всѣхъ въ памяти, убѣдило жителей Иркутска въ святости почившаго іерарха. Съ ранняго времени отъ гроба святителя начинаютъ совершаться чудеса и исцѣленіе больныхъ, съ вѣрою прибѣгающихъ къ усопшему праведнику съ усердной просьбой о небесной помощи и заступленіи. Вмѣстѣ съ тѣмъ все болѣе и болѣе крѣпнетъ благочестивое желаніе Иркутской паствы видѣть своего благоговѣйно чтимаго іерарха въ ликѣ святыхъ, почитаемыхъ Церковью. Это усердное почитаніе памяти святителя Софронія возрастаетъ по мѣрѣ того, какъ неоднократныя освидѣтельствованія его мощей, бывшія въ 1833 г. пра Епископѣ Мелетіи (при вскрытіи пола въ Казанскомъ придѣлѣ), въ 1853 г. при Архіепископѣ Нилѣ (также при передѣлкѣ соборнаго пола), въ 1870 г. 5 февраля при Архіепископѣ Парѳеніи (во время капитальнаго ремонта собора — на этотъ разъ уже особой комиссіей), въ 1887 г. при Архіепископѣ Веніаминѣ, — убѣждали жителей Иркутска, а вмѣстѣ съ ними и всей Восточной Сибири въ нетлѣніи тѣла святителя, одеждъ и гроба его. — 18 марта 1909 года особой комиссіей, въ составѣ Архіепископа Тихона, Епископа Іоанна Киренскаго, викарія Иркутской епархіи, а нынѣ Архіепископа Иркутскаго, ректора семинаріи архимандрита Евгенія, а нынѣ Епископа Благовѣщенскаго, находившагося въ командировкѣ Сѵнодальнаго миссіонера-проповѣдника протоіерея І. Восторгова и членовъ мѣстнаго каѳедральнаго собора было произведено оффиціальное освидѣтельствованіе останковъ святителя, причемъ обнаружилось слѣдующее: черезъ 138 лѣтъ, несмотря на близость къ водѣ (вблизи рѣки Ангары), несмотря на постоянную сырость въ пещерѣ и вообще подъ всѣми полами собора, особенно въ лѣтнее время, — гробъ, одежда и тѣло святителя Софронія обрѣтены нетлѣнными. Лицо святителя, по открытіи возду́ха, оказалось цѣлымъ, митра низко надвинута на лицо и закрываетъ очи, но подъ нею, при подниманіи ея (не довольно свободномъ) можно видѣть часть чела, покрытаго кожею, брови, впалыя очи; носъ и уста цѣлы, но уста значительно открыты, «какъ бы у поющаго», такъ что видно все нёбо, зубы, часть гортани. Лѣвая сторона лица вся сохранилась болѣе, чѣмъ правая: всюду до ушей и волосъ видна кожа со всѣми складками, присохшая въ костямъ, въ правой же сторонѣ лица на щекѣ ниже скулы замѣтны слѣды тлѣнія; мѣстами на лицѣ и рукахъ и подъ облаченіемъ видны бѣлые налеты и осадки плѣсени отъ сырости, довольно легко очищаемые ватою. Брада святителя, губы, усы цѣлы совершенно; власы держатся на высохшей кожѣ.

При осязаніи явственно представляются цѣлыми и сохранными подъ священнымъ облаченіемъ члены тѣла.

Руки у святителя сложены, якоже мертвымъ обычай есть слагать, цѣлы совершенно; кожа присохла, цвѣтъ темно-желтый, въ рукахъ крестъ.

Ноги обуты въ кожанныя сандаліи темнаго цвѣта, покрыты чулками, частью истлѣвшими; подъ ними видится тѣло, какъ бы присохшее къ костямъ.

Подъ облаченіемъ ясно осязаются голени и кости ногъ. Самое облаченіе мѣстами являетъ видъ новаго, мѣстами же покрыто пылью, все вообще цѣло и прочно, подкладка на саккосѣ и омофорѣ также прочная. Особенно хорошо сохранился подсаккосникъ подъ палицею и подъ саккосомъ внизу, на открытомъ же подолѣ ближе къ ногамъ мѣстами истлѣлъ. Вообще цѣлость облаченія представляется тѣмъ явственнѣе, чѣмъ ближе къ честнымъ останкамъ святителя.

Во время досмотра, продолжавшагося около двухъ часовъ, нѣкоторыми изъ присутствующихъ ощущалось благоуханіе отъ мощей святителя.

19 іюня 1909 года было произведено второе оффиціальное освидѣтельствованіе комиссіей въ составѣ Архіепископа Тихона, Епископа Іоанна, каѳедральнаго протоіерея Ѳивейскаго, ключаря Вѣрномудрова, іеромонаха Прокопія, нынѣ Епископа Елисаветградскаго, причемъ все было найдено въ томъ же видѣ и состояніи, какъ было при предыдущемъ осмотрѣ 18 марта 1909 года. Результаты досмотра не могли не сдѣлаться достояніемъ благочестивыхъ початателей святителя Софронія, еще болѣе возгрѣли вѣру въ его святость и надежду на скорое его земное прославленіе.

И вотъ мы видимъ, что побуждаемые благоговѣйнымъ почитаніемъ памяти святителя со стороны православнаго вѣрующаго народа, архипастыри Иркутскіе обращаются въ Св. Сѵнодъ съ ходатайствомъ о скорѣйшемъ прославленіи епископа Софронія, какъ угодника Божія. Съ такимъ ходатайствомъ обращаются Архіепископъ Тихонъ (19 марта 1910 г.) и Архіепископъ Серафимъ, въ 1914 г. дѣлавшій объ этомъ личный докладъ Св. Сѵноду. Усердное желаніе ходатайствовать о прославленіи святителя выражаютъ: бывшій въ Иркутскѣ въ 1910 г. Миссіонерскій Съѣздъ своимъ о томъ постановленіемъ, Иркутская городская Дума единогласнымъ постановленіемъ отъ 4 ноября 1914 года, Пастырское Собраніе градо-Иркутскаго духовенства отъ 9 октября 1914 года, Иркутская городская Управа въ своемъ представленіи Иркутскому Губернатору отъ 5 декабря 1915 г. за № 21519. Пожеланіе скорѣйшаго прославленія святителя высказывается и 48-мъ епархіальнымъ съѣздомъ духовенства Иркутской епархіи.

18 апрѣля 1917 года въ Богоявленскомъ соборѣ отъ неизвѣстной причины произошелъ пожаръ, уничтожившій гробницу и нетлѣнныя мощи святителя Софронія. Сохранившіяся въ обгорѣломъ видѣ кости святителя освидѣтельствованы особой, избранной пастыре-мірянскимъ собраніемъ, комиссіей изъ лицъ духовныхъ, мірянъ, представителей судебной власти, экспертовъ-медиковъ и одного химика. Замѣчательно, что это событіе, совпавшее со днемъ хиротоніи святителя Софронія (18 Апрѣля 1753 г.) и праздникомъ революціи, не только не умалило почитанія святителя, но еще болѣе усилило его. Вѣрующія чада Церкви объединились въ союзъ православныхъ христіанъ, имѣющій цѣлью ограждать неприкосновенность святынь православія, а въ частности и останки святителя Софронія, отъ безчестія и поруганія со стороны враговъ Церкви. У останковъ святителя стали совершаться панихиды не одинь разъ въ недѣлю, какъ это было прежде, а два раза, причемъ стеченіе богомольцевъ стало многочисленнѣе, чѣмъ прежде; продолжается притокъ листовъ съ подписями лицъ, желающихъ немедленнаго прославленія святителя, энергично производится сборъ на раку, усиленно поступаютъ пожертвованія на икону святителя и лампады, дѣлаются заявленія о новыхъ чудесныхъ знаменіяхъ, совершающихся по молитвенному предстательству епископа Софронія. Такое свидѣтельствованіе многими было сдѣлано лично въ комиссіи по прославленію блаженнаго Софронія и на Иркутскомъ епархіальномъ съѣздѣ предъ всѣми собравшимися. Многіе приходы, посылая своихъ представителей на съѣздъ, давали имъ наказы по вопросу о скорѣйшемъ прославленіи святителя. Делегаты благочинническихъ округовъ привезли на съѣздъ постановленія своихъ благочиній съ мѣстъ о томъ же. Поступаютъ также заявленія отъ сосѣднихъ и другихъ епархій присоединить свои подписи на листахъ подъ ходатайствомъ о скорѣйшемъ прославленіи святителя, какъ-то: изъ Забайкальской, Якутской, Приморской областей, Енисейской, Томской, Тобольской, Тверской, Кіевской губерній и др. мѣстъ. 49-й епархіальный съѣздъ, по разсмотрѣніи доклада о положеніи дѣла, поставляетъ возбудить ходатайство чрезъ Высокопреосвященнаго Архіепископа Іоанна и избранныхъ представителей отъ епархіи объ ускореніи дѣла о всеобщемъ прославленіи святителя Софронія, 3-го епископа Иркутскаго, и причисленіи его къ лику святыхъ Божіихъ угодниковъ, прославляемыхъ Св. Церковію. Таковое ходатайство Высокопреосвященнѣйшимъ Іоанномъ предъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ возбуждено, причемъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ оно было представлено въ Совѣтъ Всероссійскаго Священнаго Собора, которымъ было передано на разсмотрѣніе Отдѣла о Богослуженіи, проповѣдничествѣ и храмѣ. Отдѣломъ была организована комиссія, которая, по разсмотрѣніи дѣла о прославленіи святителя Софронія, представила Отдѣлу свой докладъ. По всестороннемъ обсужденіи этого послѣдняго, Отдѣлъ пришелъ къ заключенію присоединиться къ ходатайству Высокопреосвященнаго Архіепископа Іоанна и всей Иркутской епархіи признать благовременнымъ совершеніе прославленія блаженнаго Софронія, 3-го Епископа Иркутскаго, о чемъ и просить Священный Соборъ.

Въ донесеніи Высокопреосвященнаго Иркутскаго Іоанна и въ записи, помѣщенной въ особой брошюрѣ, «Явленіе благодатной помощи святителя Софронія, 3-го Епископа Иркутскаго», содержатся описанія 65 чудесъ, провѣренныхъ особой комиссіей, имѣются и листы съ подписями свыше 18,000 лицъ, выражающихъ твердую увѣренность, что воистину «приспѣло время всецерковнаго прославленія святителя Софронія», отзывы членовъ Собора, врачей Клевезаля и Волобуева о нѣкоторыхъ наиболѣе яркихъ случаяхъ чудесныхъ исцѣленій по молитвамъ святителя, на основаніи показаній, данныхъ подъ присягой.

Священный Соборъ Епископовъ Православной Россійской Церкви заслушалъ докладъ Отдѣла о прославленіи святителя Софронія, переданный на разсмотрѣніе Совѣщанія Епископовъ, и словесное заявленіе Преосвященнаго Елисаветградскаго Прокопія, викарія Херсонской епархіи, бывшаго при освидѣтельствованіи мощей святителя Софронія въ 1909 году.

Воздавъ хвалу дивному во святыхъ Своихъ Господу Богу, благоволившему явить новаго свѣтильника Церкви Россійской, какъ новое и великое знаменіе Своихъ благодѣяній православному народу Русскому, и принявъ во вниманіе, что всѣ предварительные акты, требуемые установившимися обычаями Православной Русской Церкви относительно канонизаціи угодниковъ Божіихъ, уже исполнены, Соборъ Епископовъ нашелъ благовременнымъ осуществить благочестивое желаніе многочисленныхъ благоговѣйныхъ почитателей памяти въ Бозѣ почившаго святителя Софронія, причемъ это почитаніе святителя не только не уменьшилось послѣ пожара 18 апрѣля 1917 г., уничтожившаго гробницу и нетлѣнныя мощи угодника Божія, но еще болѣе усилилось, какъ и стеченіе богомольцевъ, и посему опредѣлилъ: 1) Совершить прославленіе святителя Софронія, 3-го епископа Иркутскаго, причисливъ его къ лику святыхъ угодниковъ Божіихъ, чествуемыхъ Православною Церковью, и озаботиться скорѣйшимъ составленімъ церковной службы въ память его, 2) память святителя совершать 30 марта — день блаженной кончины его, 3) самое торжество причтенія святителя Софронія къ лику святыхъ совершить въ то время, которое мѣстный Архіепископъ, въ соглашеніи съ Святѣйшимъ Патріархомъ, съ представителями духовенства и мірянъ отъ приходовъ, призна́етъ наиболѣе благопріятнымъ по мѣстнымъ условіямъ, 4) священные останки святителя, собравъ въ ковчежецъ, вложить въ раку.

О семъ нынѣ и возвѣщаетъ Священный Соборъ Православной Россійской Церкви возлюбленнымъ о Господѣ чадамъ Православной Россійской Церкви, да вмѣстѣ съ нимъ воздадутъ славу и благодареніе дивному во святыхъ Своихъ Господу Богу, изволившему явить намъ новаго заступника и чудотворца, да вознесутъ свои молитвы къ новоявленному угоднику Божію Святителю Софронію, да молитвами и заступленіемъ его утвердитъ и укрѣпитъ въ землѣ Русской любовь къ родному Православію, да сохранитъ среди великихъ испытаній непоколебимою Церковь Православную, да умиритъ міръ и родную землю и да спасетъ всѣхъ насъ.

Подписали:

Смиренный Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи.

Агаѳангелъ, Митрополитъ Ярославскій и Ростовскій. — Антоній, Митрополитъ Харьковскій и Ахтырскій. — Арсеній, Митрополитъ Новгородскій и Старорусскій. — Сергій, Митрополитъ Владимірскій и Шуйскій. — Платонъ, Митрополитъ Херсонскій и Одесскій. — Кириллъ, Митрополитъ Тифлисскій и Бакинскій, Экзархъ Кавказскій. — Іоаннъ, Архіепископъ Рязанскій и Зарайскій. — Серафимъ, Архіепископъ Тверской и Кашинскій. — Евдокимъ, Архіепископъ Алеутскій и С.-Американскій. — Михаилъ, Архіепископъ Гродненскій. — Веніаминъ, Архіепископъ Симбирскій и Сызранскій. — Анастасій, Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій. — Константинъ, Архіепископъ Могилевскій и Мстиславскій. — Іоакимъ, Архіепископъ Нижегородскій. — Наѳанаилъ, Епископъ Архангельскій. — Іоасафъ, Архіепископъ Коломенскій. — Андроникъ, Епископъ Пермскій и Кункурскій. — Никандръ, Епископъ Вятскій и Слободскій. — Ѳеодосій, Епископъ Смоленскій. — Пахомій, Епископъ Черниговскій. — Агапитъ, Епископъ Екатеринославскій. — Митрофанъ, Епископъ Астраханскій. — Іувеналій, Епископъ Тульскій и Бѣлевскій. — Александръ, Епископъ Вологодскій и Тотемскій. — Борисъ, Епископъ Чебоксарскій. — Гавріилъ, Епископъ Барнаульскій. — Серафимъ, Епископъ Полоцкій и Витебскій. Тихонъ, Епископъ Уральскій и Николаевскій. — Прокопій, Епископъ Елисаветградскій. — Амвросій, Епископъ Елецкій. — Владиміръ, Епископъ Бѣлостокскій. — Ѳеодоръ, Епископъ Прилукскій, Управляющій Пензенскою епархіею. — Ефремъ, Епископъ Селенгинскій. — Несторъ, Епископъ Камчатскій и Петропавловскій. — Павелъ, Епископъ Ник.-Уссурійскій. — Аполлинарій, Епископъ Рыльскій. — Николай, Епископъ Златоустовскій. — Аверкій, Епископъ Острожскій.

Вѣрно: Секретарь П. Смердынскій.       

Москва. 1918 г. Апрѣля 5 (18) дня.


Постановленіе Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода 10 (23) апрѣля 1918 года за № 254 о прославленіи Святителя Софронія, третьяго Епископа Иркутскаго.

Святѣйшій Патріархъ и Священный Сѵнодъ слушали: прилагаемое «Дѣяніе Священнаго Собора Архипастырей Православной Россійской Церкви» о прославленіи Святителя Софронія, третьяго Епископа Иркутскаго.

Постановлено: 1) «Дѣяніе Священнаго Собора Архипастырей Православной Россійской Церкви» о прославленіи Святителя Софронія, третьяго Епископа Иркутскаго, для объявленія во всеобщее извѣстіе напечатать въ Церковныхъ Вѣдомостяхъ съ порученіемъ епархіальнымъ Преосвященнымъ сдѣлать распоряженіе о прочтеніи сего «Дѣянія» въ церквахъ въ первый воскресный или праздничный день по полученіи на мѣстѣ текста «Дѣянія», 2) поручить Преосвященному Иркутскому представить Святѣйшему Патріарху свои соображенія о времени, въ какое по мѣстнымъ условіямъ представлялось бы соотвѣтственнымъ совершить торжественное прославленіе Святителя Софронія и ему же поручить озаботиться составленіемъ службы новопрославляемому угоднику Божію, и 3) память Святителя Софронія внести въ церковный мѣсяцесловъ подъ 30 марта.

Источникъ: Дѣяніе Священнаго Собора Архипастырей Православной Россійской Церкви. — Постановленіе Святѣйшаго Патріарха и Священнаго Сѵнода 10 (23) апрѣля 1918 года за № 254 о прославленіи Святителя Софронія, третьяго Епископа Иркутскаго. // «Церковныя Вѣдомости», изданіе Православной Русской Церкви. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями. № 19-20. — 1 (14) іюня 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 109-115.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0